О том, что лето в европейской части одной отдельно взятой страны, похоже, отменяется, некоторые особо смекалистые жители оной части и оной страны догадались еще в дни несостоявшихся майских праздников. Не столь отдаленные седой зимы угрозы, пришедшись в нынешнем году на первую декаду мая, с достаточной определенностью показали москвичам, петербуржцам и гостям обеих столиц, как может в одночасье - взамен долгожданного тепла, солнца, пикников и пляжей - наступить досрочная осень со всеми вытекающими отсюда ветрами, заморозками, холодными ливнями и далее по списку. После всех финансовых, политических и международных потрясений, пережитых нами за последний год, стало как-то особенно легко поверить в предстоящее объявление отечественной природой дефолта по всем календарным обязательствам насчет летнего тепла. Судя по погоде, отмеченной в Москве в первый день наступившего лета, предчувствия пессимистов по поводу климатического дефолта оказались не лишены основания. Хотелось бы, конечно, ошибиться, но с пессимистами такое редко случается.
Меж тем, до дня рождения Александра Сергеевича Пушкина остается всего ничего, и чем дальше, тем меньше его (всего, ничего) остается. Как и ожидалось, дежурный восторг крепчает с каждой минутой. Слово "Пушкин" в официозной лексике, теле- и радиоэфире звучит в эти дни чаще, чем "рипс" в устах героев последней книги Сорокина, или неопределенный артикль из трех букв на подступах к винному магазину. Юбилейное убранство Москвы своим видом, стилем и размахом наводит зрителя на мысль, что кроме Церетели у Пушкина во всей России поклонников не осталось. Пожатье каменной его, Зураба Константиновича, десницы заметно и в размахе наглядной агитации, и в оформлении предпраздничных поэтических растяжек, и даже в подборе цитат к торжественному случаю...
Еще год назад, предвидя неизбежность подобной государственно-бюрократической вакханалии на костях Поэта (благо вкусы и повадки застрельщиков нынешних торжеств уже тогда были всякому знакомы), многие истинные почитатели - и, кстати сказать, читатели - сочинений Александра Пушкина мечтали выработать какой-нибудь свой, альтернативный вариант празднования круглой даты, без пресловутого хрестоматийного глянца, без хора мальчиков-и-Бунчиков, без наружной рекламы и наблюдения, без тридцати пяти тысяч одних курьеров и физкульт-парада "Пушкин с нами" на Большой спортивной арене Лужников. Мечтали - да так и не выработали. Зря? Кто-нибудь, возможно, и осудит здесь бесхребетных интеллигентов за обломовщину, за позорное бездействие, в результате которого предстоящий юбилей достался целиком на откуп известным мастерам гоп-культуры, под чьим руководством всенародные торжества обещают стать унылым дублем известного шабаша на 850-летие Белокаменной... Осмелюсь, однако, вступиться за практических сторонников far niente в этом вопросе. Интеллигентному человеку, чтобы помнить о Пушкине, не нужен календарь, не нужны юбилеи, щиты наружной рекламы, портреты на спичках, шоколад "У Лукоморья", мелодекламация в телеэфире (в перерыве между "Тайнами Sunset Beach" и "Нэшем Бриджесом"), или беспрецедентная скидка на билеты до Лондона от British Airways. Ему довольно простой возможности обращаться к трудам Пушкина всякий раз, когда душевный порыв, производственная необходимость или праздное любопытство того потребуют. Без оглядки на праздники и будни, юбилеи и физкульт-парады, рекламные щиты или сетку эфирного вещания. Что же до чувств тоски и уныния, навеваемых в эти дни бурной деятельностью иных не в меру ретивых празднователей, то здесь впору прислушаться к совету самого Пушкина - хоть он и адресован не нам, а Музе:
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспоривай глупца.
P.S. Не рискну разочаровать читателя, резонно ожидавшего, что за рассуждением о блеске и нищете офлайновых юбилейных сборищ последует перечень сайтов, где имя и труд Поэта чтят без оглядки на календарь или госбюджет. В самом деле, таких страниц в отечественной и зарубежной Сети немало; было бы несправедливостью с нашей стороны не перечислить здесь хотя бы полдюжины адресов, возникших в разные годы в Интернете, безотносительно к предстоящей дате. Я склонен предположить, что большинство таких мест читателю и без меня известно, ежели он по какой-либо причине уже давал себе труд искать в Сети следы Пушкина... Однако вполне может так случиться, что какие-нибудь сайты, содержащие тексты Пушкина, либо посвященные его наследию, неизвестны и мне (например, в силу беспечного отношения создателей этих страниц к рекламе своих детищ, что часто встречается среди сетевых гуманитариев). Если вам случилось обнаружить ощутимые и досадные пробелы в предлагаемом ниже списке пушкинских ресурсов Интернета, прошу мне об этом сообщить, и я восполню упущения.
The Pushkin Page by Stephany Gould - первая пушкинская страница в Интернете была создана не просто в Америке. Она к тому же была полностью англоязычной. Нынешнее собрание текстов Пушкина на языке оригинала, доступное на этом сайте в разделе Texts, является позднейшим дополнением: когда пушкинские страницы Стефани Гулд впервые возникли в Сети, самая практика использования русского языка в Паутине находилась в стадии экспериментальной. Абсолютное большинство русских страниц до самой недавней поры создавалось по-английски - так же, как в пушкинской среде языком общения и переписки служил французский, и по весьма схожей причине. Отказываясь описывать перед ученым светом наряд Онегина, Пушкин сетует на отсутствие адекватных русских соответствий для слов "панталоны, фрак, жилет". У создателей русских (Russia-oriented) сайтов до самой середины 1996 года проблема была не со словами, а с кодировками - т.е. с отсутствием универсального, "канонического" способа записи русского текста. Без унификации этого способа было решительно невозможно искать и находить русские документы в поисковых машинах (поддержка автоматического перекодирования в них появилась значительно позже). Транслитерация (практика записи русского текста латиницей) проблемы тоже не решала, ввиду невозможности разрозненным пользователям договориться о едином стандарте соответствий (одна и та же буква "я" в разных диалектах транслита записывалась как "ja", "ya", и даже "q"). Поэтому даже если первую пушкинскую страницу создавала бы не американка Стефани Гулд, а, скажем, Фарбер, Наумов, Тема Лебедев или ваш покорный слуга, - все равно в те времена она, скорее всего, оказалась бы англоязычной...
ftp://ftp.funet.fi/pub/.../Pushkin/ - адрес, представляющий скорее историческую, нежели практическую ценность. Директория, посвященная Пушкину на сервере Финской университетской сети (FUNET) содержит единственный текстовый файл: "mednyj.vsadnik", по неизвестной причине датированный "Болдино, 1883" и первоначально набранный в кодировке КОИ8. На сегодняшний день простым текстовым поиском по фразе "приют убогого чухонца" можно в считанные секунды получить от любой поисковой машины список из полудюжины электронных версий той же пушкинской поэмы в разном оформлении и с более правдопободной датировкой. Но "Медный всадник" на финском сервере - раритет, своего рода электронная инкунабула. Когда-то по этому адресу находилась единственная поэма Пушкина, доступная в Интернете на русском языке. О происхождении файла и дате его создания можно судить по файлу 00README в той же директории.
Публичная электронная библиотека: Александр Сергеевич Пушкин - проект электронного издания русской классики, затеянный Евгением Пескиным четыре года тому назад, является одним из первых онлайновых собраний Пушкина в отечественном Интернете. Список доступных названий - вместе с репродукцией Кипренского - укладывается в один экран ("Евгений Онегин", пять поэм, три сказки и "Пиковая дама"), однако все произведения собственноручно выверены создателем библиотеки по двум бумажным изданиям и добротно поверстаны в удобочитаемом гипертекстовом формате.
Russkaya Literatura v Internete: Aleksandr Pushkin - Фарбер с самого начала коллекционировал не тексты, а ссылки на тексты. Именно поэтому его собрание когда-то было самым популярным литературным сервером русского Интернета, и по этой же самой причине сегодня создателя "Russkoj Literatury v Internete" легче отнести к классикам, чем к современникам РУНЕТа. Правда, собрание ссылок на пушкинские тексты, представленное сегодня в директории Фарбера на Friends and Partners, достаточно актуальное, ссылки работают. Но "сырой линклист" энтузиаста, представлявшийся нам верхом функциональности и совершенства в 1995-96 годах, сегодня уже не выдерживает соперничества с подробными и всеохватными тематическими собраниями.
Полное собрание сочинений Александра Сергеевича Пушкина - этот сайт, широко известный в узких кругах по имени своего создателя Олега Колесникова, является онлайновой версией одноименного компакт-диска, вышедшего примерно год назад. От онлайновой версии компакт-диск (коммерческий, кстати сказать, продукт) отличается дублированием всех представленных пушкинских текстов в форматах WinWord и GIF, полноцветным графическим интерфейсом (+1500 иллюстраций, что тоже, как подумаешь, немало) и встроенной поисковой системой. Так что для истинного ценителя электронных изданий наличие сайта не станет помехой в приобретении оригинала. Но отсутствие поисковой системы в онлайновой версии в полной мере искупается тем обстоятельством, что собрание Колесникова сплошь проиндексировано основными русскими искалками.
www.pushkin.ru - обладателем козырного доменного имени стал Всероссийский музей А.С.Пушкина - "хранилище реликвий, книг и произведений искусства, связанных с Пушкиным". Сайт посвящен экспозиции трех филиалов Всероссийского музея: царскосельской дачи, Лицея и квартиры на Мойке. Опрятный дизайн, множество цветных картинок, при нажатии на которые показывается укрупненная репродукция того же самого. Единственный вопрос, на который трудно найти ответ, проведя полчаса в странствиях по этому интереснейшему сайту, звучит так: "А кто, собственно говоря, такой был этот Пушкин, о семейных и финансовых обстоятельствах которого мы тут так много узнали?" То обстоятельство, что Пушкин, помимо переписки с друзьями, исполнения супружеских обязанностей и перемены съемных жилищ, еще и стишки пописывал, явно остался за пределами внимания создателей pushkin.ru. Возможно, они считают этот факт слишком уж общеизвестным, либо недостаточно значительным, чтобы на нем зацикливаться. Зато при входе в виртуальную квартиру на Мойке нам первым делом заботливо сообщают: Царское правительство стремилось придать забвению все, что было связано с Пушкиным и историей его гибели. Только в 1925 году в доме на Мойке впервые открылся музей. Как сказал бы, вероятно, Пушкин, прочтя таковые слова, c'est trop bon pour etre vrai. Неужели у царского режима сто лет назад не сыскалось своих штабс-церетелей, чтобы с надлежащим остервенением отметить в 1899 году соответствущий юбилей?!
www.pushkin.on.net - двуязычный сайт, созданный южноавстралийскими поклонниками Пушкина, возможно, никогда даже не видавшими его портрет на спичках и не читавшими на растяжке поперек проспекта Мира мелко нарубленных клочков из его (или приписываемых) сочинений. Не пропустите страницу Credits: там, кажется, представлен всяк сущий в ней (Австралии) язык. К сожалению, скорость загрузки страниц этого сервера в России прямо пропорциональна расстоянию от вашего компьютера до южных берегов Австралии.
Пушкинский раздел в Библиотеке Мошкова - на первый взгляд, зрелище удручающее, особенно ежели сравнивать с разделами той же библиотеки, посвященными какому-нибудь Генри Лайону Олди. Однако присутствие ссылок на собрания Колесникова и Пескина извиняет скудость локальных файлов.
Stixiya: Александр Сергеевич Пушкин - собрание хрестоматийно известных текстов Пушкина на сервере "Стихии", одного из старейших русских поэтических собраний в Сети.
Пленительный Поэт Пушкин в Повсеместно Протянутой Паутине - авторский проект Романа Лейбова, размножающийся почкованием и существующий одновременно на нескольких асинхронно обновляемых зеркалах. В дополнительных представлениях, скорее всего, не нуждается.
На сем наш краткий экскурс в онлайновую пушкинистику позволю себе считать временно завершенным.
NB: редакционные статьи на главной странице Gazeta.Ru регулярно меняются. Чтобы поставить ссылку или внести материал в закладки, следует пользоваться постоянным адресом документа:
http://gazeta.ru/editor/01-06-1999_leto.htm