[08.03.1999, 15:41:06]
Саша Шерман, <sherman@gazeta.ru> Барби: большая кукла для маленьких людей
|
This is about the sacred cows of western culture. The golden idols. Not symbols of religous power, they are symbols of buying power, profit and revenue streams. These are secular idols known in the corporate world simply as "cash cows".
One such cow is called "Barbie".
Idols of identity. Symbols representing the values and traditions of a consumeristic society. Inscribed with the knowledge and the survivial skills of past generations. Rosetta stones that silently teaches a way of living, storing accumulated beliefs for future generations.
Mark Napier |
Откуда у Барби ноги растут
9-го марта Барби официально исполняется 40 лет. Датой рождения считают день ее появления на Нью-Йоркской выставке-продаже игрушек. Это было не первым ее явлением миру, но весна и непосредственная близость известной даты расстрела женской демонстрации, делают "9-ое марта" предпочтительным по отношению к другим вариантам.
Барби родилась взрослой, вернее почти взрослой. Она никогда не была пупсиком, от рождения приобретя развитые женские формы: высокую рельефную грудь, осиную талию, широкие бедра и длинные ножки. Благодаря отсутствию детства она получила пожизненную фору перед игрушками-детьми. За короткий срок она стала не просто самой популярной игрушкой, но символом, идолом и знамением времени. Разумеется все это придумали про нее потом взрослые, а выбирали ее дети. Для рынка детской игрушки появление тети с ярко выраженными вторичными половыми признаками было революцией. Перед тем как запустить Барби в продажу ее "родители" (фирма Маттел) показали образец ста мамам и ста дочкам (по отдельности). Все мамы забраковали "неприличную" игрушку. Всем дочкам куклу захотелось.
Барби родилась взрослой, поскольку была зачата во грехе. В ее рождении есть нечто мистическое: прототип звали Лилли. Эта Лилли была немецкой куколкой из Гамбурга, созданной в 52-ом году по мотивам популярного комикса для взрослых, героиней которого она выступала. Лили была сексуальной длинноногой блондинкой (Первая Барби родилась брюнеткой). У Лили была большая грудь, длинные ноги, вызывающий макияж и нескромная одежда. Она была куклой для мужчин. Ее можно было, скажем, сажать у лобового стекла машины, на письменный стол или что-то в этом духе. Рост ее для сексуальных забав не подходил - всего лишь одиннадцать с половиной дюймов (чуть больше 30 см). Барби сохранила этот рост. В Америке Лилли успехом не пользовалась - импортеры смогли продать только несколько штучек в Беверли Хиллз.
Игрушечная фирма Маттел, которую возглавляла американская супружеская пара Рут и Элиот Хэндлер, в поисках подходящего имиджа для своей продукции наткнулась на Лилли. Конечно, вульгарная девка не могла бы быть продана на детском рынке Америки, но Рут (которой, собственно и принадлежала идея "взрослой куклы для детей") привела ее "в порядок" - при помощи японских дизайнеров превратив Лилли в невинную юную девушку, почти взрослую. В Японии же и были сделаны первые Барби. Названа она была Барбарой в честь дочери Хэндлеров.
Вместе с обретенной сексуальностью новорожденная кукла получила и социальный заряд, которого не имели все ее предшественницы. Барби служила для своих маленьких хозяек моделью будущего - обеспеченного и беззаботного. Маркетинговую кампанию Барби вел доктор психологии Венского Университета и директор Института Исследования Мотиваций Эрнст Дичер. В своей работе он искал практического приложения психоанализа Фрейда. И нашел. Кроме того в продвижении куклы участвовало еще одно новое и сильное средство - телевизор. В 59-ом году продали 351000 барби. По три доллара за штучку. В 99-ом году такое количество продается в мире каждые два дня. Цены на старые коллекционные куколки доходят до 5000$.
В 61-ом году у Барби появился мужчина. Его назвали Кен (в честь сына Хэндлеров). Мужчина-кукла вызвал проблему изображения гениталий. Фирма нашла ханжеский выход: трусы с Кена, в отличие от Барби, снять нельзя. Под трусами поначалу оставили некий бугорок, который впоследствии тоже исчез. Кастрированный друг Барби в результате так и остался ее бледной тенью: Барби - вполне женщина (к 90-ым она даже обрела способность забеременеть и родить), Кен же - бесполый андрогин, лишь обозначающий социальную роль "мужа".
Б 66-ом появилсь говорящая разновидность Барби. Она говорила так: "Как мне одеться к сегодняшней вечеринке? А не пойти ли нам по магазинам? Этим вечером у меня свиданка..."
В 67-ом году бедра и талия Барби стали подвижными
В 71-ом Барби впервые посмотрела прямо перед собой - до того ее веки были чуть опущены, а взгляд направлен немного в сторону
В 79-ом Барби обзавелась новым аксессуаром - сейфом для мехов и драгоценностей
В 80-ом появилась чернокожая Барби, созданная чернокожей дизайнершей.
В 84-ом Барби продавалась под лозунгом "Мы, девушки, можем делать все". У Барби появился кейс, калькулятор, газета и визитная карточка. Вслед за этой "моделью" была выпущена "Ши-Ра (She-Ra) - Принцесса Силы", со слоганом "Судьба мира в руках прекрасной девушки"
В 92-ом у американской девочки было в среднем семь Барби
Подпольная Барби
Пластмассовая женщина Барби стала объектом пристального внимания не только школьниц младших классов и их родителей. Ее образ, как один из продуктов масс-культуры, стал в один ряд с Мерилин Монро, Битлз, Пресли, Бетти Пейдж, Спайс Герлз, Харлей-Дэвидсон, Зиппо, Ронсон и т. п. За ним угадывалось коллективное бессознательное. С куклой начали играться взрослые. Поскольку взрослые в куклы играть не умеют, то объектом игры стал ее образ. Это чисто американская национальная игра (мода на Барби распространилась по всему миру, но дух Барби - еще нет).
Художник-абстракционист Марк Непьер нарисовал свою первую "Барби" в 1987-ом, когда ему надоело рисовать "непонятно что". Ему хотелось рисовать "понятно что". Образ, который узнается как что-то знакомое с детства. Из родительского дома он привел две модели: Барби шестидесятых годов.
Говорит Непьер: "Теперь мне был нужен объект, контрастирующий с Барби, что-нибудь очень не-Барби, что-нибудь оживляющее картину. Мой взгляд упал на старый технический нож "Стенли" с короткой закругленной ручкой... Серый тусклый металл отлично контрастировал с яркой пластиковой длинноногой фигуркой Барби. Он попался мне вовремя.
Назовите меня психом сортирным (многие называют), но я никогда не видел эту картину насильственной... Однако, начав рисовать ее, я понял, что образ имеет другое значение. Помещение двух объектов рядом вносило зловещее ощущение... Фигуры были статичны, никакого действия...
Большинство зрителей видели Барби как женщину, не как куклу. Хотя они знали, что это портрет куклы, они проецировали идею женщины в образ Барби, добавляли преступное намерение (нож) и находили себя наблюдающими ужасную сцену. И они не замечали процесса интерпретации, не отделяли символа от символизируемого, они смотрели на меня так, как будто я нарисовал сцену убийства, а не натюрморт.
Я не говорю, что я был совершенно невинен. Я знаю, что картина нажимает определенные кнопки человеческого сознания. Но кнопки ведь уже здесь - они часть индивидуального опыта. Не я их туда поставил. Я просто привлек к ним внимание.
Я экспериментировал дальше. Барби - очень емкий символ. Поставь ее рядом с чем угодно, и за неказистой головой появится хвост смысла. Эта маленька розовая леди слишком хорошо известна, чтобы восприниматься просто как объект. Она прокрадывается в нашу психику, она свободно бродит в нашем подсознании, вместе с мамой, праматерью и Девой Марией (да, я получил католическое воспитание)..."
Марк Непьер препарирует Барби на страницах своего сайта
The Distorted $arbie
Другая страница: The Barbie Chronicles
(сейчас она называется Gennie Chronicles - дабы не использовать трэйдмарк-имя. Gennie - от слова generic). Фотограф Дин Браун рассказывает историю искусства с помощью фигурок Барби. Барби-Венера-Милосская, Барби-Маха-Обнаженная и Барби-Маха-Одетая, Барби-Монро... Десятки произведений поп-культуры представленны с помощью Барби.
The Decline of Civilization Barbie Page
(Барби-киборг, Барби, больная СПИДом и т.д.)
The Lesbian Barbie Series 1995
Barbie died for your sins!
Барби и COPYRIGHT
Образ куклы Барби имеет еще один "взрослый" аспект, не имеющий прямого отношения к его восприятию/интерпретации, но тем не менее неразрывно связанный с некоторыми идеями, которые он несет. Образ Барби, размноженный миллионами экземпляров и, по словам Непьера, "бродящий в подсознании" миллионов людей, имеет законного хозяина - компанию Mattel Inc. Не первый год компания ведет агрессивную борьбу со всевозможными попытками использования Барби. Любое применение куклы "не по назначению", влечет вежливое, но строгое предупреждение со стороны адвокатов Маттел. Такие предупреждения рано или поздно получали практически все, кто выставлял в Сети картинки с изображением Барби.
Фотография Барби, приведенная в этом разделе, изображает Kate Moss - супермодель. Не более того. Это одна из работ Непьера. За нее он получил от провайдера письмо, начинающееся словами:
...Interport is in a position of potential liability... We hope that you would appreciate our position and, as such, voluntarily remove the Web page from the Internet until the issue is resolved between Mattel, Inc. and yourself. Interport must have the Web page removed as of Wednesday 22 October 1997. |
Затем последовало послание самих Маттел с требованием убрать сайт. Вместо этого Непьер сделал несколько зеркал на Geocities.
Непьер собрал целое досье "Does The Distorted Barbie violate Mattel's copyright?" - сборник претензий Маттел к тем, кто воспользовался святым образом. Вот собранный им список:
Как уже говорилось, фотограф Дин Браун, решил проблему отступлением: переименовав Барби в Дженни (it is generic doll!).
И это при том, что все знают историю Лилли!
Барби-копирайтные линки
Страница Непьера The Question of Copyright
Sorry folks... Here's the letter that put an end my fun. Страница парня, который все-таки убрал свой Барби-сайт после получения грозного письма (само письмо на странице присутствует)
...However, I am not a stupid person. I realize that Mattel has much
deeper pockets than I do and do not wish to be involved in a legal battle
regardless the outcome. I have removed the page at your request.
|
Inability to speak the truth ??????
We are protesting Mattel's attempt via a lawsuit to silence the ONLY independent Barbie Collectors Magazine around, and thereby control our access to independent information, insights and critiques.
|
MATTEL, INC. WEB SITE TERMS AND CONDITIONS
Any unauthorized use of the images may violate copyright laws, trademark laws, the laws of privacy and publicity, and communications regulations and statutes.
|
Барби в Сети
Статья о Барби в журнале
Discovery:
"Life in plastic, it's fantastic ..."
Официальный сайт Барби
Компания Маттел он-лайн
Mad About That Barbie Doll!
Подробная история Барби:
Barbie: The Image of Us All
Barbie Info (большой линк-лист)
The Gateway to Barbie Hell
Песня датской группы Aqua:
"I'm a Barbie girl in a Barbie world
Life in plastic, It's fantastic
You can brush my hair, undress me everywhere..."
СЧАСТЬЯ ВАМ, ДОРОГИЕ ЖЕНЩИНЫ!
|