[06.04.1999, 11:20:59]
Письмо Юрия Скуратова Ельцину не содержит ни одного имени и никакой информации о счетах
Президенту Российской Федерации
Ельцину Б. Н.
02.04.99 #1-ГП-43-99
О мерах по возвращению из-за рубежа отечественного капитала
Глубокоуважаемый Борис Николаевич!
Учитывая, что значительная часть незаконно вывезенной из России валюты осела
в банках Швейцарии, Генеральной прокуратурой предпринят ряд мер для того,
чтобы установить взаимодействие с прокуратурой этого государства. В апреле
прошлого года между прокуратурами обеих стран заключен Меморандум о
сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью и отмыванием доходов
от преступной деятельности, налажен двусторонний обмен информацией и
материалами.
Во исполнение меморандума в 1998-1999 гг. Федеральная прокуратура Швейцарии
передала ряд документов о нарушениях российскими юридическими и физическими
лицами валютного законодательства, отмывании чиновниками преступно нажитых
доходов. На основе полученных материалов возбуждены и расследуются несколько
перспективных уголовных дел, в частности о нарушениях при заключении
кредитных соглашений со швейцарской фирмой "НОГА", реализации контрактов
фирмой "Мабетекс", злоупотреблениях в деятельности фирмы "Андава" и другие.
В ходе недавнего визита в Россию Генерального прокурора Швейцарии
дополнительно получены некоторые материалы о махинациях с валютой
российскими должностными лицами, достигнуты новые договоренности по вопросам
оказания помощи в деле репатриации валюты в Российскую Федерацию,
согласованы совместные действия по расследованию возбужденных в обеих
странах уголовных дел.
В несколько меньших масштабах аналогичная работа проводится с прокуратурами
других государств. Причем почти всегда усилия российской стороны получают
понимание и поддержку. Это, в свою очередь, является основанием для вывода о
том, что не только Швейцария, но и остальные государства не заинтересованы
держать преступные российские капиталы и готовы оказать в их "выдавливании"
необходимую правовую помощь.
Вместе с тем для возвращения осевших за границей капиталов мер только
прокуратуры и других правоохранительных органов недостаточно, требуются
согласованные усилия Федерального Собрания, Администрации Президента и
Правительства РФ.
Среди необходимых мер, по мнению прокуратуры, должно быть создание
специальной правительственной комиссии по репатриации российских капиталов.
Руководство комиссией целесообразно возложить на Председателя Правительства,
а в ее состав включить представителей МВД, ФСБ, СВР, Минюста, ФСНП, ШТК,
Главного контрольного управления Президента, Счетной палаты, Центробанка и
органов валютного контроля.
В Положении о полномочиях и направлениях деятельности комиссии следует
обязательно указать, что она наделяется правом получения содействия от любых
государственных либо частных организаций, учреждений и фирм. По ее
требованию они обязаны представлять необходимую информацию о своей
деятельности. Комиссии необходимо предоставить право на использование сил и
средств правоохранительных и контролирующих органов, а также на
осуществление любых оперативных мер из их арсенала.
Координация всей деятельности могла бы осуществляться Генеральной
прокуратурой. Предпочтение перед иными ведомствами связано как с местом
прокуратуры в системе государственно-правовых институтов, так и с тем, что в
других странах подобными проблемами занимаются тоже прокуратура и,
следовательно, взаимодействие для решения практических вопросов возвращения
беглого капитала во многом будет облегчено.
На втором этапе аналогичные комиссии могут быть созданы в субъектах РФ.
Не менее важным должен стать целенаправленный сбор внутренней и внешней
информации, создание сводного банка данных о фактах вывоза за рубеж
капитала, российских физических и юридических лицах, имеющих там валютные
счета, недвижимость, культурные ценности. Наличие такого банка позволит
наладить конкретную и последовательную работу органов власти и управления,
правоохранительных и контролирующих органов по проверке и расследованию
фактов вывоза и оставления за границей валюты, отмывания средств, добытых
преступным путем.
Для того чтобы развернуть работу по репатриации валюты, придать этому
процессу необходимую динамику, нужны специалисты в области
внешнеэкономической деятельности, бюджета, налоговой, банковской и
финансовой сфере. Поэтому одновременно с созданием правительственной
комиссии, формированием сводного банка данных и другими мерами требуется
определить ведомства и экспертов, заключения которых могли бы использоваться
при проведении проверок и расследовании уголовных дел.
В целях укрепления финансового положения и поддержки платежного баланса
Правительству России внесены предложения о регулировании операций
отечественных банков с иностранными партнерами в офшорных зонах, ограничении
на вывоз валюты, ужесточении ответственности за сделки с намерениями
оставить валюту за рубежом. Указанные предложения легли в основу
состоявшихся решений по этой проблеме.
Однако не менее важно законодательное обеспечение проводимой работы.
Здесь, наряду с разрешением неоправданно затянувшейся ситуации по
антикоррупционному законодательству, следует ускорить ратификацию
подписанных Россией европейских конвенций: "О выдаче преступников" (1957 г.)
и "О взаимной правовой помощи по уголовным делам" (1959 г.). Правительству
России необходимо провести переговоры о присоединении к международной
конвенции "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от
преступной деятельности" (1990 г.) и о вступлении с целью обеспечения
возможности заключения соглашений о разделе конфискованных в других странах
доходов российских юридических и физических лиц, полученных незаконным
путем, в международную координационную группу (Financial Action Tasr
Force-FATE).
Об изложенном сообщается на Ваше рассмотрение.
С уважением,
Генеральный прокурор РФ Ю. И. Скуратов
Сопроводительная записка Юрия Чайки к письму Юрия Скуратова президенту
Президенту Российской Федерации
Ельцину Б. Н.
05.04.99 #1-ГП-45-99
Глубокоуважаемый Борис Николаевич!
В последние несколько дней в выступлениях отдельных представителей органов
законодательной власти, в том числе тиражируемых средствами массовой
информации, прозвучали ссылки на обращение к Президенту Российской Федерации
Генерального прокурора Российской Федерации, существенно искажающие общий
смысл и конкретное содержание документа. Утверждается, что в нем якобы
приведены имена некоторых лиц, причастных к нарушениям валютного
законодательства, суммы зарубежных вкладов и проч.
В действительности же никакой подобной информации в письме не содержится.
1 апреля с. г. Генеральным прокурором Российской Федерации Скуратовым Ю. П.
подписано обращение на Ваше имя по некоторым проблемам, связанным с
возвращением отечественного капитала из-за рубежа.
Подписанный текст письма передан в Секретариат Генерального прокурора России
по окончании рабочего дня 1 апреля. Вопросов, не терпящих отлагательства, в
нем не содержалось. Ввиду отсутствия указаний об организации немедленной
отправки на следующий день, 2 апреля, письмо было зарегистрировано в
установленном порядке и подготовлено к отправке, однако в силу известных
событий не было отправлено.
В целях предотвращения возможных дальнейших спекуляций на эту тему, разделяя
высказанные в письме предложения, касающиеся организационных и иных мер по
возвращению отечественного капитала из-за рубежа, считаем единственно
правильным направление упомянутого документа для Вашего сведения и
возможного реагирования.
Приложение: #1-ГП-43-99 от 02.04.99 на 3 л.
С уважением,
и. о. Генерального прокурора Российской Федерации Ю. Я. Чайка |
|