Опубликовано в Gazeta.Ru от 06-04-1999 (Выпуск No 026)
Оригинал: http://gazeta.ru/daynews/06-04-1999/15skuratov.htm


Письмо Юрия Скуратова Ельцину не содержит ни одного имени и никакой информации о счетах

Президенту Российской Федерации
Ельцину Б. Н.
02.04.99 #1-ГП-43-99
О мерах по возвращению из-за рубежа отечественного капитала Глубокоуважаемый Борис Николаевич! Учитывая, что значительная часть незаконно вывезенной из России валюты осела в банках Швейцарии, Генеральной прокуратурой предпринят ряд мер для того, чтобы установить взаимодействие с прокуратурой этого государства. В апреле прошлого года между прокуратурами обеих стран заключен Меморандум о сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью и отмыванием доходов от преступной деятельности, налажен двусторонний обмен информацией и материалами.

Во исполнение меморандума в 1998-1999 гг. Федеральная прокуратура Швейцарии передала ряд документов о нарушениях российскими юридическими и физическими лицами валютного законодательства, отмывании чиновниками преступно нажитых доходов. На основе полученных материалов возбуждены и расследуются несколько перспективных уголовных дел, в частности о нарушениях при заключении кредитных соглашений со швейцарской фирмой "НОГА", реализации контрактов фирмой "Мабетекс", злоупотреблениях в деятельности фирмы "Андава" и другие. В ходе недавнего визита в Россию Генерального прокурора Швейцарии дополнительно получены некоторые материалы о махинациях с валютой российскими должностными лицами, достигнуты новые договоренности по вопросам оказания помощи в деле репатриации валюты в Российскую Федерацию, согласованы совместные действия по расследованию возбужденных в обеих странах уголовных дел.

В несколько меньших масштабах аналогичная работа проводится с прокуратурами других государств. Причем почти всегда усилия российской стороны получают понимание и поддержку. Это, в свою очередь, является основанием для вывода о том, что не только Швейцария, но и остальные государства не заинтересованы держать преступные российские капиталы и готовы оказать в их "выдавливании" необходимую правовую помощь.

Вместе с тем для возвращения осевших за границей капиталов мер только прокуратуры и других правоохранительных органов недостаточно, требуются согласованные усилия Федерального Собрания, Администрации Президента и Правительства РФ.

Среди необходимых мер, по мнению прокуратуры, должно быть создание специальной правительственной комиссии по репатриации российских капиталов. Руководство комиссией целесообразно возложить на Председателя Правительства, а в ее состав включить представителей МВД, ФСБ, СВР, Минюста, ФСНП, ШТК, Главного контрольного управления Президента, Счетной палаты, Центробанка и органов валютного контроля.

В Положении о полномочиях и направлениях деятельности комиссии следует обязательно указать, что она наделяется правом получения содействия от любых государственных либо частных организаций, учреждений и фирм. По ее требованию они обязаны представлять необходимую информацию о своей деятельности. Комиссии необходимо предоставить право на использование сил и средств правоохранительных и контролирующих органов, а также на осуществление любых оперативных мер из их арсенала.

Координация всей деятельности могла бы осуществляться Генеральной прокуратурой. Предпочтение перед иными ведомствами связано как с местом прокуратуры в системе государственно-правовых институтов, так и с тем, что в других странах подобными проблемами занимаются тоже прокуратура и, следовательно, взаимодействие для решения практических вопросов возвращения беглого капитала во многом будет облегчено.

На втором этапе аналогичные комиссии могут быть созданы в субъектах РФ. Не менее важным должен стать целенаправленный сбор внутренней и внешней информации, создание сводного банка данных о фактах вывоза за рубеж капитала, российских физических и юридических лицах, имеющих там валютные счета, недвижимость, культурные ценности. Наличие такого банка позволит наладить конкретную и последовательную работу органов власти и управления, правоохранительных и контролирующих органов по проверке и расследованию фактов вывоза и оставления за границей валюты, отмывания средств, добытых преступным путем.

Для того чтобы развернуть работу по репатриации валюты, придать этому процессу необходимую динамику, нужны специалисты в области внешнеэкономической деятельности, бюджета, налоговой, банковской и финансовой сфере. Поэтому одновременно с созданием правительственной комиссии, формированием сводного банка данных и другими мерами требуется определить ведомства и экспертов, заключения которых могли бы использоваться при проведении проверок и расследовании уголовных дел. В целях укрепления финансового положения и поддержки платежного баланса Правительству России внесены предложения о регулировании операций отечественных банков с иностранными партнерами в офшорных зонах, ограничении на вывоз валюты, ужесточении ответственности за сделки с намерениями оставить валюту за рубежом. Указанные предложения легли в основу состоявшихся решений по этой проблеме.

Однако не менее важно законодательное обеспечение проводимой работы. Здесь, наряду с разрешением неоправданно затянувшейся ситуации по антикоррупционному законодательству, следует ускорить ратификацию подписанных Россией европейских конвенций: "О выдаче преступников" (1957 г.) и "О взаимной правовой помощи по уголовным делам" (1959 г.). Правительству России необходимо провести переговоры о присоединении к международной конвенции "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности" (1990 г.) и о вступлении с целью обеспечения возможности заключения соглашений о разделе конфискованных в других странах доходов российских юридических и физических лиц, полученных незаконным путем, в международную координационную группу (Financial Action Tasr Force-FATE).

Об изложенном сообщается на Ваше рассмотрение.
С уважением,
Генеральный прокурор РФ Ю. И. Скуратов

Сопроводительная записка Юрия Чайки к письму Юрия Скуратова президенту

Президенту Российской Федерации
Ельцину Б. Н.
05.04.99 #1-ГП-45-99

Глубокоуважаемый Борис Николаевич!

В последние несколько дней в выступлениях отдельных представителей органов законодательной власти, в том числе тиражируемых средствами массовой информации, прозвучали ссылки на обращение к Президенту Российской Федерации Генерального прокурора Российской Федерации, существенно искажающие общий смысл и конкретное содержание документа. Утверждается, что в нем якобы приведены имена некоторых лиц, причастных к нарушениям валютного законодательства, суммы зарубежных вкладов и проч.

В действительности же никакой подобной информации в письме не содержится. 1 апреля с. г. Генеральным прокурором Российской Федерации Скуратовым Ю. П. подписано обращение на Ваше имя по некоторым проблемам, связанным с возвращением отечественного капитала из-за рубежа.

Подписанный текст письма передан в Секретариат Генерального прокурора России по окончании рабочего дня 1 апреля. Вопросов, не терпящих отлагательства, в нем не содержалось. Ввиду отсутствия указаний об организации немедленной отправки на следующий день, 2 апреля, письмо было зарегистрировано в установленном порядке и подготовлено к отправке, однако в силу известных событий не было отправлено.

В целях предотвращения возможных дальнейших спекуляций на эту тему, разделяя высказанные в письме предложения, касающиеся организационных и иных мер по возвращению отечественного капитала из-за рубежа, считаем единственно правильным направление упомянутого документа для Вашего сведения и возможного реагирования.

Приложение: #1-ГП-43-99 от 02.04.99 на 3 л.
С уважением,
и. о. Генерального прокурора Российской Федерации Ю. Я. Чайка

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.