[30.06.1999, 19:28:09]
Олег Карелин Русский Журнал, <ilya@russ.ru> А.Бренер, Б.Шурц: "Что делать?"
А.Бренер, Б.Шурц Что делать? 54 технологии культурного сопротивления отношениям власти в эпоху позднего капитализма. - М.: Гилея, 1999.
Александр Бренер, пользуясь его терминологией, состряпал очередную книжку. На этот раз в соавторстве с австрийской феминисткой Барбарой Шурц им явлен миру манифест стихийного анархизма - работа более теоретическая, нежели художественная. Что отчасти приятно. Не мной подмечена странная закономерность, что теоретические труды большинства авангардных художников, независимо от времени бытия в мире, оказывались интереснее и приемлемее их же творчества в целом.
Технологии сопротивления
Начать стоит с того, чему, по мнению авторов, должно сопротивляться. Что есть власть? Совокупность явных и неявных систем и институтов подчинения личности в государстве, которая к тому же имеет форму правила (закон, юридическое уложение, социальная норма). Цивилизация пропитана отношениями власти и каждый - хочет он того или нет - подвергается насилию, у которого много имен, но одна цель. Эта цель проста, как правда, - ввести человека в рамки.
Выход из навязанных рамок и есть сопротивление. Бренер и Шурц предпочли не углубляться в составление подробных классификаций. Согласно их взглядам, нет отдельных технологий власти и - независимо от них - технологий сопротивления. Все - лишь элементы в поле отношений силы и бессилия. Все неоднозначно. Технологии не спрашивают, а используют все стороны.
И, наконец, последнее и традиционное для Бренера - конечно же, призыв к бунту. Раздавить: власть, государство, тюрьмы, полицию, армию, науку и все остальное, что мешает тебе жить. Помнится, в книге "Обоссанный пистолет" был любопытный пассаж о розовых развалинах, по которым ходят совсем уже свободные люди, кормят друг друга дынями и восточными сладостями и любят всячески.
Цифра 54, конечно же, весьма условна. Подчеркну лишь, что заявлены именно культурные технологии (согласно приблизительной авторской классификации, выделены еще традиционные политические, социальные -забастовки, баррикады и пр. - и индивидуальные технологии).
Подробно излагать их суть, думаю, нет необходимости. Это читатель может узнать сам. Интереснее показать диапазон авторских взглядов. Потому - несколько технологий, выбранных по случайному принципу.
Технология # 2: Жить на крыше
Архитектура репрезентирует власть и ее вездесущее присутствие. У Жоржа Батая: "Прототипами всякой архитектуры являются тюрьма и могила". Разрушить до основанья, а затем... - давняя традиция сопротивления. В современных условиях, если уж нельзя сломать - нужно оседлать архитектуру, встать над ней. Хотя и за это наказывают...
Технология # 12: Торт в физиономию
Движение тортометателей родилось в США и Канаде в 70-е годы. Во главе - член движения "йиппи" (комментарий в книге) Арон Кай. Среди "жертв" - мэр Нью-Йорка Эби Бим, арт-звезда Энди Уорхол, хозяин Майкрософта Билл Гейтс, пропагандист ЛСД Тимоти Лири и пр., и пр., и пр.
Насколько я знаю, в подобной ситуации от души рассмеялась только актриса Деми Мур. А у нас обычно бросаются яйцами (по бедности). В недавнем случае с Никитой Михалковым итоги были печальны.
Технология # 13: Стрелять
По крайней мере, Бренер честен. Позицию легко было просто обойти стороной. Он считает насилие возможным. Хотя и оговаривается, что книга - не сборник безусловных рецептов. Это то, что каждый для себя решает сам, в зависимости от многих обстоятельств.
Технология # 23: Зарыться в песок. (Посвящается озеру Иссык-Куль)
Из заметок "По Италии" (1909) Василия Розанова. Он писал об итальянских бродягах, которые все время проводили, зарывшись в песок, на пляже. Любой подошедший отгонялся потоком свирепого сквернословия. Их считали злостными нарушителями порядка. Розанов рассказывает о том, как заступился за одного бродягу перед рассерженным жандармом. Блюститель закона удалился, не причинив вреда, а Розанов, несмотря на это, был жестоко обруган. Человеку, знакомому с творчеством писателя, неудивительна его реакция: он - восхитился.
По Розанову, это - не пассивность, а сознательная, даже революционная асоциальность и небрежение к миру.
Технология # 44: Хихикать над этой книгой
Как? Очень просто - хи-хи-хи... Или плакать. И не доверять никаким теориям.
Технология # 51: Ведать феминизм. (Посвящается женщинам). (Посвящение мое. - О.К.)
Понятие "феминизм" в неспецифическом виде сомнительно, поскольку феминизм как таковой не существует, есть, скорее, отдельные формы активности и теории, которые осознают себя как феминистические. Феминизм в этом смысле - не банальное "переворачивание" власти с мужского на женское, не лживое утверждение равноправия женщин и мужчин, это скорее критика и деконструкция гегемониальных систем теории и репрезентации. Проект феминизма направлен против различных, но всегда благополучно уживающихся друг с другом механизмов дискриминации и иерархизации . Тем более, что режим дискриминации манифестируется не только в сексизме, но и в экономических и этнических механизмах общества. А значит, идентичность пола не отделима от политических и социокультурных связей и всегда пересекается с расовыми, этническими, региональными и классово- специфическими модальностями.
Процессы конструирования субъекта всегда связаны с механизмами исключения. Понятие "женщина", присуждающее идентичность субъекту, не только описывает, но и исключает, нормализует, дискриминирует.
Радикальность феминизма как раз и заключается в том, чтобы говорить от имени женщины предельно дифференцированно, чтобы разработать язык, который наиболее точно репрезентирует женщин и их политическое присутствие в обществе.
Ну и напоследок, технология #53
Ее просто не существует. Можно самостоятельно придумать и осуществить.
Надо сказать, что я не являюсь большим поклонником Александра Бренера (да простит меня феминистка Барбара, что я все больше о нем). Но такой Бренер вполне любопытен. Уже потому, что призывает не носить фигу в кармане, а уж показывать, если есть тому достойный повод. И небольшая цитата: "...Нужно понимать, что сопротивление (простите нам это громкое слово) - это всегда интеллектуальное усилие, а не какое-нибудь хамство. И, по возможности, никакого цинизма!"
Если так, то отчего бы и нет?
|