Cкандал с *отмывкой денег* не отразится на отношениях США и России, считает ОлбрайтЦРУ назвало главных ракетных врагов США: Россия, Китай, Северная КореяВзрыв жилого дома положил конец спокойствию в столице

Gazeta.Ru

Prev   25.11. 0, вторник Московское время: 12:15:12 Выпуск No. 118   Next
 
[19.08.1999, 20:50:15]
Макс Фрай,
<frei@russ.ru>
Побег из страны лилипутов

"Я - Макмерфи и спорю на два доллара, что ты не знаешь, сколько очков у тебя сейчас на руках!"

Если бы существовал какой-нибудь достойный аналог литературной Нобелевки - за лучшую книгу о свободе - Кен Кизи, вне всякого сомнения, стал бы лауреатом этой премии. Сижу, читаю с экрана "Пролетая над гнездом кукушки" (вернее, бегло перечитываю, чтобы вспомнить подробности и подыскать подходящие цитаты) - и меня пробирает нервная дрожь, словно все это происходит впервые.

В начале книги читатель знакомится с "Вождем Шваброй", который крадется вдоль стен в парусиновых туфлях и притворяется глухонемым: эта хитрость - единственное, что он может противопоставить персоналу психиатрической клиники, с которым ведет вялотекущую партизанскую войну. В финале он выламывается на свободу - под скрежет металла и плеск стекла; вспоминает, что "бежал громадными скачками, словно делал шаг и долго летел, пока нога не опускалась на землю". Он ставит себе восхитительный диагноз: "Свободен" и принимается размышлять, куда податься: в Канаду, или в Колумбию. Неплохо для того, кто еще недавно крался вдоль стен!

"Можешь честно предупредить его, что я главный псих отделения уже два года и ненормальнее меня нет человека на свете".

Между этими двумя эпизодами - пришествие и бурная деятельность рыжего трикстера, веселого бродяги Макмерфи. Поначалу пациенты лечебницы - люди, которых рыжий будет возвращать к жизни - "струхнули, как ребята в классе, когда учительница вышла, а самый шебутной мальчишка начинает ходить на голове, и они ждут, что сейчас она вбежит и оставит всех после уроков". "Дурной пример" Макмерфи не только заразителен, но и целителен: в основе его эффективной терапии - непокорность, бешеный азарт и решимость драться до самого конца - о каких бы пустяках не шла речь: игре в покер, или его собственной жизни. С самого начала можно было предсказать, каков будет финал: в этом мире ребята вроде Макмерфи добром не кончают...

"В нем был страх затравленного зверя, ненависть, бессилие и вызов - и если ты когда-нибудь гнался за енотом, пумой, рысью, ты слышал этот последний крик загнанного на дерево, подстреленного и падающего вниз животного, когда на него уже набрасываются собаки и ему ни до чего нет дела, кроме себя и своей смерти."

Трагизм финала, на первый взгляд, смягчается побегом вождя и - еще до того - исходом большинства пациентов из лечебницы. Все они вырвались на свободу; для самого же Макмерфи, "перемонтированного" лоботомией, к этому моменту существовал только один вариант "побега": смерть. Его история - очередное подтверждение тому, что существует множество способов умереть за чужую свободу и почти никаких шансов отстоять свою собственную. Это касается не только Макмерфи, к сожалению...

С другой стороны - драться за чужую свободу все-таки лучше, чем смирно сидеть в углу в ожидании очередной порции таблеток. Главный герой, "Вождь Швабра" - тот, кому суждено бежать прочь от лечебницы, задыхаясь от избытка свежего воздуха, - называет сильных людей "большими", а сломленных - "маленькими" (из-за этого в его диалоге с Макмерфи не раз возникает забавная путаница). Гулливер у Свифта путешествует по стране лилипутов и, в конце концов, благополучно ее покидает. Волшебник и хулиган Макмерфи умудрился вернуть нескольким лилипутам - если не великаний, то нормальный человеческий рост. Не так уж много он сделал, возможно... и все же гораздо больше, чем способен сделать человек.

Как и пациенты клиники, все мы делимся на "острых" и "хроников"; как и в раскладе Кена Кизи, "острые" обычно те, что помоложе. Подобно героям Кизи мы занимаем свои места у стены, согласно распорядку, и время от времени даже получаем от общества "призы за сотрудничество". Слово "свобода" наверняка давным-давно исчезло бы из всех человеческих языков, если бы время от времени в нашу размеренную жизнь не вторгались мистеры Макмерфи. Поэтому "все - правда, даже если этого не случилось".


СМ. ТАКЖЕ

. Индоевропейский диктант

. Хазарский словарь

. Гадание на Пелевине

. Курицынweekly
. Яркевич по пятницам
. Словесность
. Маятник Фуко
. "Каббала" Торнтона Уайлдера
. Net-культура
. Борхес на high.ru
. Современное искусство в сети
. Обзоры литературных конкурсов
... Бог Максимон
ПРОШЛЫЕ ВЫПУСКИ
АВГУСТ 1999
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

НОВОСТИ OFFLINE
Наши новости - на пейджер Мобил Телеком!
Наши новости - на ваш пейджер!
НОВОСТЬ ДНЯ
В Москве взорвался жилой дом
В Москве взорвался жилой дом
КОММЕНТАРИИ
Пропавшие дети - 2
Пропавшие дети - 2
ПОМОГИТЕ ДЕТЯМ!
П о м о г и т е  д е т я м !
WWW.SOS.RU
Ляпкин Антон Ляпкин Антон
Отсутствие желчного пузыря
Роман Чеснов (3435) 23-64-94
ПОЛИТИКА В РЖ
Война. Отставка. Все про август!
Война. Отставка. Все про август!
MSNBC.RU
GAZETA.RU - ПАРТНЕРЫ MSNBC.RU
ПРАЗДНИК
праздник



ПОИСК ПО РАЗДЕЛАМ:

GAZETA.RU

.   Ну и денек

.   Бесэдер?

.   Немузыка

.   Macht Frei

.   Time o'clock

.   Текущий выпуск

.   От редакции

.   Алгоритм

.   Досье

.   Дисковод

.   Публикация

.   Служебный раздел

.   Здоровье

.   Интернет

.   Интервью

.   Книги

.   Комментарии

.   Культура

.   Курицын Daily

.   Лесные дали

.   Мнения

.   Наедине со всеми

.   Общество

.   Пресса

.   Пушкинский проект

.   Спорт



Lenta.Ru Rambler

RB2 Network

RB2 Network

Prev   25.11. 0, вторник Московское время: 12:15:12 Выпуск No. 118   Next

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network