О том, что Слободан Милошевич неизбежно покинет свой пост по ходу разрешения косовского кризиса, руководители НАТО в последние несколько месяцев говорили много, часто и охотно, с упорством, достойным лучшего применения. Особенно неумно такие заклинания звучали с оглядкой на опыт войн в Персидском заливе. Там тоже строились грандиозные планы по обустройству Ирака после свержения Саддама, и строились они, начиная непосредственно с 16 января 1991 года, когда на Багдад посыпались первые бомбы союзной авиации. С тех пор успела смениться власть в США, Канаде, Англии, Франции, Германии, Турции - а в Ираке по сей день ничего похожего на политические перемены не наблюдается.
Две военные операции союзников против Ирака временно лишили Саддама возможности угрожать своим ближайшим соседям, но внутри страны они лишь добавили популярности багдадскому диктатору. Можно было ожидать, что и Милошевичу военная операция НАТО лишь принесет дополнительные очки в глазах сербов. Сообщения из Белграда на всем протяжении военной кампании НАТО подтверждали этот прогноз: югославская оппозиция оказалась без речей перед лицом внешней угрозы. Все разногласия в обществе с началом бомбежек были оставлены. Особо несознательным по законам военного времени заткнули рот (как независимой радиостанции B92), или вышвырнули из правящей коалиции (как Вука Драшковича). Страна сплотилась вокруг Милошевича - казалось, что иракский сценарий повторяется в полном объеме. А руководители стран НАТО упорно твердили о неизбежности отставки югославского президента после окончания войны. И это выглядело по меньшей мере неумно.
Сегодня ситуация выглядит уже несколько иначе. Проиграв войну, многие сербы пересмотрели свое отношение к Милошевичу. Во вчерашнем "отце нации" они увидели идеального кандидата на роль универсального козла отпущения. Этому немало способствуют, конечно, и обещания Запада насчет золотого дождя, который прольется на Белград и окрестности, как только Милошевич оттуда сбежит. И вот уже мы наблюдаем многотысячные толпы на улицах сербских городов, марши протеста, сбор подписей под петициями об отрешении Милошевича от власти и красноречивые, без словаря понятные брату-славянину транспаранты над толпой: SLOBO, ODLAZI!
Конечно, дальше ситуация может еще развиваться по всякому. Решат, к примеру, НАТОвцы довоевать в Санджаке, где, по свидетельству Уэсли Кларка, притеснениям сербов подвергаются 300.000 мусульман - и, глядишь, Слободан снова окажется на коне, Джинджич - в тюрьме или в эмиграции, а те же демонстранты, которые сегодня требуют обменять своего президента на мешок канадской пшеницы, отправятся, взявшись за руки, на строительство живого щита по ходу немногих уцелевших мостов через Дунай... Или еще того проще - пойдет Милошевич на досрочные выборы и выиграет их, воспользовавшись преимуществами нынешнего своего положения и неспособностью оппозиции объединиться. А может и просто диктатуру ввести - мало ли у Милошевича вариантов...
Но речь не о них. Существует ведь и еще одна угроза, на которую западные сторонники скорейшего отрешения Милошевича от власти совершенно напрасно, на мой взгляд, не обращают внимания. В глазах многих участников нынешних демонстраций и маршей протеста Милошевич виноват вовсе не в том, что начал четыре войны за десять лет, а в том, что он их проиграл. И наиболее реальные шансы сменить Милошевича могут оказаться как раз у того сербского политика, который пообещает согражданам успешный реванш (независимо от исполнимости подобных обещаний). Такие настроения в сегодняшней Сербии сильны, вероятно, не меньше, чем в Германии после окончания Первой мировой войны. Кто может прийти к власти в Югославии на гребне подобных эмоций - гадать не хочется. И западным стратегам, торопящимся освободить кресло Милошевича для более достойного кандидата, полезно об этом помнить.
NB: редакционные статьи на главной странице Gazeta.Ru регулярно меняются. Чтобы поставить ссылку или внести материал в закладки, следует пользоваться постоянным адресом документа:
http://gazeta.ru/editor/09-07-1999_slobodan.htm