[23.06.1999, 19:07:56]
Саша Шерман, <sherman@gazeta.ru> Письма "Досье": Кастанеда, секты
Продолжаем публикацию личной почты "Досье". Этот выпуск завершит серию, так что на завтра снова придется изыскивать подходящую тему.
Рекордным по количеству отзывов стал выпуск про Кастанеду, вернее про кастанедство. Неожиданный результат. Проверить информационные источники остальных выпусков легко, проверить истинность учения Кастанеды не просто, поскольку путь проверки предполагает смерть проверяющего. И все же живые пишут.
Во-первых, благодаря выпуску нашелся автор "СТРАНицЫ ДУРАКОВ" Т.А.Раканов. К сожалению, сама страница переехала, изменила дизайн и на мой взгляд утратила свой чудовищный шарм, хотя и приобрела хорошее домен-имя: http://i.am/durak/
Вот статья Т.А. Раканова про Тенсегрити, о которых я в прошлый раз высказался неодобрительно. Публикую не потому, что она мне нравится, а потому что изложение связное.
Сначала про Кастанеду
Тот факт, что Кастанеды больше нет в нашем мире, в принципе ничего не значит. Как именно он сгорел и отчего, узнать никто уже не сможет. Вы либо верите, что он преодолел барьеры восприятия, социализации, энергетической обусловленности и все прочие, и достиг состояния, которое маги линии дона Хуана называют Свободой, либо вы верите, что он облажался и подох как все мы когда-нибудь подохнем, как многие уже подохли. Каждый сам выбирает, во что ему верить. Сделайте свой выбор и оставьте все прочие сомнения.
Итак, Кастанеды нет и можно теперь спекулировать его именем, склонять на все падежи его фамилию, и спорить о вкладе этого всемирно известного антрополога-писателя в мировую литературу, в мировую антропологию, и т.п. Да, пожалуй, на этом можно заработать денег, или репутацию, или еще что-то. Только вот смешно – приверженцев его "учения" не проведешь, они вполне в курсе, что к чему и различные изыскания дилетантов вызывают у них разве что смех; а остальным нет особого дела – остальным в большинстве случаев вообще ни до чего нет дела, кроме как до своей собственной, безгранично ценимой, обожаемой, персоны и ее пристрастий, интересов, желаний и т.п. Им басни про Кастанеду – что козе баян...
Есть вещи, в которые трудно поверить, есть факты, которые никто не может признать. Все дело в том, что все мы, люди, ограничены. Наши границы – это не только общество, не только особенности нашего языка (синтаксиса), не только география, гравитация и философия. Прежде всего, мы все ограничены энергетически. Каждый человек обладает определенным "энергетическим потенциалом", независимо от его социального статуса, и этот потенциал строго определяет границы восприятия. Именно благодаря этим границам все мы живем в известном нам мире, в известное нам время, в известной нам форме. И именно "благодаря" этим границам мы верим, что наше рабство – незыблемо, что оно – единственно возможный способ существования, и что все так, как мы это видим и никак иначе.
Карлос Кастанеда принес в наш скудный, повторяющийся мир революцию, рассказав об основной предпосылке магии. Наш мир является бесконечной тайной, говорил он, и каждый из нас есть часть этой бесконечной тайны. Мы – магические существа! Относиться к себе и к окружающему миру, так, как будто нам известно что-то наверняка, есть величайшая глупость. И все мы жертвы этой глупости...
Теперь про Тенесегрити
Магические пассы были открыты шаманами древности тысячи лет назад в состояниях, которые сильно отличались от реальности, известной нам сейчас. Вообще, те шаманы были мастера магии и могли вытворять чудеса, о которых сейчас рассказывают сказки и легенды, они были способны на такое, во что рациональный ум современного человек просто отказывается верить (поэтому в нашем мире чудес не бывает!). Пассы выполнялись шаманами с целью входа в те самые состояния, служили как бы мостом между различными реальностями.
В традиции Кастанеды пассы имеют несколько иное назначение, да и их внешняя форма несколько изменилась. Прагматичность современных видящих привела к тому, что они отбросили весь шаманский бред древности и сконцентрировали все свои усилия на достижении Свободы – качественно нового способа осознания и восприятия, говорить о котором в терминах повседневности не столько невозможно, сколько бесполезно. Все техники, доставшиеся в наследство от магов древности, подверглись переосмыслению. Некоторые уже давно забыты, иные остались как пережитки. Те же магические процедуры, которые действительно необходимы для достижения главной цели видящих – Свободы – остались и практикуются. Именно так и появилась Тенсегрити.
Надо заметить, что именно Кастанеда выполнил задачу адоптации магических пассов для современных практикующих. До него они были окутаны "тайной веков", как и все магическое наследие линии дона Хуана. Кастанеда был завершающим звеном этой линии. Именно поэтому то знание, которое было ему передано, стало доступным всему миру. Он не мог унести его с собой – это груз стал бы преградой на его пути к свободе.
Тенсегрити – название, данное магическим пассам все тем же Карлосом Кастанедой - это не просто физзарядка. Каждый пасс имеет определенный энергетический смысл. Если выполнять пассы неосознанно, просто двигать руками и ногами, нужного эффекта вы добьетесь очень нескоро. Однако как только уровень вашей осознанности повышается, повышается и эффект.
Пассы сгруппированы в серии. Каждая серия выполняется с целью реализации одной из энергетических задач, стоящих перед практикующим. Например, самая первая серия Тенсегрити называлась "Двенадцать базовых движений для накопления энергии и сохранения здоровья". Эти упражнения выполняются последовательно одно за другим и служат как бы стартовой площадкой для других серий. Осознанное выполнение этой серии дает практически моментальный эффект, хотя прежде, чем выполнение станет осознанным, может пройти несколько месяцев или лет ежедневной практики. Следующая серия называется "Перераспределение рассеянной энергии". Есть серия Мужественности, серия Тепла, серия Матки, серия для Пере просмотра, для Сновидения, для достижения Внутренней Тишины. Пять серий Неделания и другие. Каждая из них, выполненная осознанно, задействует ваше энергетическое тело (вне зависимости от того, признаете ли вы его существование) определенным образом, позволяя ему задействовать доступную энергию с целью выполнения определенной магической задачи. Подробности можно найти в книгах, они продаются без ограничений для всех желающих.
Говорить об эффекте – дело неблагодарное. Когда вы делаете пассы, само ваше тело отлично понимает, каков эффект и зачем ему это нужно (тогда как ум зачастую является тормозом, приводя массу различных причин чтобы пассы не делать). Результаты постоянной практики чувствуются всеми практикующими приблизительно одинаково, и слов для их выражения им не требуется. Можно было бы сказать, что энергетический потенциал практикующих изменяется, но это слишком туманно. В мире энергии не существует ступенек, подобных социальным. Вы либо обладаете энергией, и тогда вам все понятно, либо не обладаете, и тогда для вас любые разговоры на эту тему – чушь собачья.
Эффект Тенсегрити можно "оценить" только с позиций "воина, стремящегося к Свободе". С позиций обывателя можно было бы сказать, что никакого эффекта вообще не существует, или что он скорее отрицательный, чем положительный. Отрицательный – в смысле антисоциальный. Все практикующие Тенсегрити рано или поздно как бы отстраняются от общества, со всеми его проблемами и раскладами. Происходит это в основном вследствие искренней потери интереса к таким областям жизни человечества, как политика, экономика, спорт, массовая информация, самооценка и т.п. Также многим практикующим пассы очень скоро заменяют наркотики в любой форме – от химических и биологических препаратов до привязанности к привычкам, личной истории и собственной важности.
Впрочем, есть один признак, по которому можно определить упорного практикующего. Это – сила взгляда, горение глаз. Однако для того, чтобы научиться распознавать людей по глазам может потребоваться много лет тренировки, так что это тоже скоре лирика, повод для словесных спекуляций "непосвященных".
А теперь о семинарах
Идея проведения семинаров принадлежит самому Кастанеде, и началось это в 1994 году, когда произошло одно значительное событие, послужившее поводом для дальнейшего распространения знания магов. Сам Кастанеда и женщины-ведьмы из его группы показывали магические пассы сначала небольшим группам неслучайно собравшихся людей. Затем на сцене появились ученики и последователи Нагваля, а число участников семинаров стало расти, и уровень их подготовленности и вовлеченности варьировался. В настоящее время на двухдневные семинары собирается до тысячи участников из всех стран мира. Спонсирует проведение семинаров американская организация Клиагрин. На из сайте www.cleargreen.com можно узнать о ближайших семинарах, зарегистрироваться на них, а также получить исчерпывающую информацию о то, что такое Тенсегрити, зачем ее практикуют, и всякое такое.
В России появилось недавно "Русское Бюро Тенсегрити". Это организация, уполномоченная Клиагрином содействовать российским практикующим, желающим заниматься Тенсегрити. Организация – абсолютно некоммерческая, даже деньги за семинар они с вас не возьмут, а попросят самостоятельно отправить по назначению. Связаться с ними можно по почте: rusbt@mail.ru. Если вы – житель бывшего СССР, регистрируясь на семинар через РусБТ, вы сможете получить скидку на некоторые семинары. Вам также помогут с оформлением необходимых документов, ответят на интересующие вас вопросы.
Коммерческая основа этих семинаров, т.е. тот факт, что за семинары берутся деньги, вызывает много шуму. Многие из тех, кто верит, что Кастанеда умер от рака печени, видят в этом факте эксплуатацию магических идей с целью обогащения. Что ж. Каждый сам выбирает, во что ему верить.
Случайных людей на семинарах не бывает. Сила, с которой познакомил нас Кастанеда в своих книгах, та сила, которая является причиной существования всего, и которая метафорически называется Орлом (а также Темным морем осознания, Активной стороной бесконечности), эта самая сила и приводит людей на семинар. Практика Тенсегрити позволяет открыться этой силе, призвать ее, и, если ваши намерения четко сформированы, эта сила помогает вам реализовать их. Семинары – это точка отсчета. Там практикующие получают заряд непоколебимости. Соприкасаются с магией. Или навсегда оставляют попытки, если чувствуют, что им это не по силам.
Раканов СТРАНицА ДУРАКОВ
Разумеется публикацию ни в коем случае нельзя расценивать как рекламу коммерческой фирмы "Чисто Зеленые" и ее продукции (тансегрити). То что "заряд непоколебимости" возможно обрести на семинаре, для меня действительно стало в свое время некоторой новостью. Однако, поехали дальше. Отрывок из письма:
From: Andrey Minkevich
...я категорически не согласен с вашей статьей в досье в
той ее части, которая касается New Age (раздел
"Кастанеда и Нью Эйдж - две большие разницы", начиная
со слов ""Нью Эйдж" - отдельная тема.").
Материал недобросовестен и отражает как незнакомство с
тематикой, так и сознательное желание выставить
движение в карикатурном виде. Он тенденциозен в худших
традициях бульварной журналистики. Мне остается лишь
догадываться, как и чем лично вам насолили
последователи New Age. В любом случае, ваш подход к
проблеме непрофессионален и недобросовестен.
[...] Вы пишете - ""Крестным отцом" направления был вовсе не
Кастанеда, а скорее всего последователь Гурджиева
Альфред Орадж или (и) Бернард Шоу". И еще масонство
:-))) Остается спросить, заговор тамплиеров тут не
замешан?
И полностью игнорируете реально существующие духовные
традиции, которые составляют основу New Age, прежде
всего буддизм, дзен-буддизм, даосизм. Игнорируете (или
не знаете?) одного из величайших духовных и
религиозных мыслителей нашего столетия, Бхагавана Шри
Раджниша (Ошо). Умнейшего человека, и доктора
философии, между прочим. Одного из немногих
религиозных мыслителей, поднявшегося выше религий и их
различий. Религиозного мыслителя, призывающего
человека отказаться от религии и церкви.
В целом я бы охарактеризовал движение New age как
попытку человечества найти ответ на коренным образом
изменившиеся условия жизни на планете, обогатить
западную (в основе христианско-иудаистскую) культуру
достижениями восточной философской мысли, утраченной
как структурный тип за два тысячелетия господства в
европейской культуре тоталитарного христианства.
Попытку нахождения общего языка и единой системы
понятий для всех типов культур, общего языка для
христианина и мусульманина, ликвидации дихотомического
и тоталитарного сознания, что просто жизненно
необходимую человечеству для выживания в ядерный век...
Все корреспонденты защищали Кастанеду. На Нью-Эйдж среагировал только один. Насчет Нью-Эйдж будет наверное отдельный выпуск. Движение Нью-Эйдж характерно тем, что ему при желании можно приписать чуть ли не любое "духовное искание" этого века. "Единая система понятий для всех...", - что может быть хуже такой перспективы?
Наконец цитата из одной весьма длинной переписки: From: Igor Vasiliev
...добровольцев не только в магию не брали, их не брали даже в такую
вполне светскую (хотя и, конечно, "воинскую") организацию, как, например,
ГРУ. Не просто не брали, но даже тех, кто даже вдруг несанкционированно
узнавал о е. существовании - находили и уничтожали. (В.
наверное догадались - "Аквариум"). И все это неспроста. Неспроста по тому
простому объяснению, что любой человек, и добровольцы тоже, хотя и на
словах они это станут отрицать - всегда имеют свои цели, а маги (как и
тот же Аквариум) - свои. И потому толтеки искали и выбирали сами и для своих целей тех, и только тех, кто им был нужен. Они не были благодетелями. они искали, находили и брали в этом мире то, что им было нужно. Нормальная
активная позиция любого ответственного человека. Признаем это. Это
правильно. Это логично. Так и должно было быть. Это тем более просто
понять, если принять и допустить ИХ свободу всему, по принципу - если что
есть, то пусть оно и будет; не мною создано, не мне менять; откуда мне
знать, какой во всем этом смысл - мир - великая тайна, и т. д.. И тех
"избранных", те "единицы", что им были нужны - они искали много лет...и
даже, насколько я понимаю, еще и не факт, что всегда находили! И тогда
отряд оставался умирать здесь... и умирал. Исполнив свой танец. Другое
дело, что в том мире все, абсолютно все иначе, а то, что слова использованы
"наши" (способ говорить), ну так ведь "нам" они и говорятся. Друг друга они
все-таки, наверное понимают несколько иным способом. Не то, чтобы слов
не говорят, просто значения у них сильно иные.
А потом - иное отношение к жизни - "воин принимают свою судьбу в
абсолютном смирении, какой бы ужасной она ни была", - а к смерти и
подавно. Поскольку воин - "уже как бы умер и потому он отрешен и спокоен,
раз самое страшное, что могло произойти, с ним уже случилось". Ну и т. д. Все очень даже понятно и логично...только мы это не можем, это не о нас, - да мы хотя бы согласны? Нет? Так о чем тогда и говорить! И нас не выбрали, а значит и не про нас все это. И точка тут. Такова "селява".
Почему я и говорил вначале об абстрактном интересе. А как иначе?
Иначе мы не можем. Закругляюсь.
|