[06.04.1999, 22:55:49]
Милошевич складывает оружие
Югославское правительство приняло решение приостановить в одностороннем порядке все боевые действия армии и полиции на территории Косово до 18 апреля "в связи с предстоящей православной Пасхой". Об этом сообщила во вторник вечером первая программа югославского государственного телевидения. Утверждается, что такое решение сербских властей принято на основе достигнутых договоренностей между президентом Слободаном Милошевичем и лидером косовских албанцев Ибрагимом Руговой. Решение властей вступает в силу сегодня в 22.00 по московскому времени.
Несмотря на все разговоры о православной Пасхе и на таинственные "договоренности с Руговой", совершенно очевидно, что речь в официальном заявлении Белграда идет о том самом шаге с сербской стороны, который, будь он сделан хоть за 15 минут до начала бомбардировок Сербии, мог бы предотвратить начало военной операции. Именно об этом заявлении говорил Хавьер Солана накануне первой бомбежки, когда утверждал, что "ключи от мира находятся в кармане у Милошевича", и что президент СРЮ "знает телефон НАТО". В самом деле, условием отказа НАТО от военной операции всю дорогу являлись совершенно конкретные шаги с сербской стороны. Однако расчет на моральную, политическую и военную поддержку России опьянил Милошевича и помешал ему остановить маховик тотальной войны, когда сделать это можно было простым телефонным звонком. Сегодня, к сожалению, остановить кровавый конфликт одними политическими декларациями не получится. Ключевым условием урегулирования косовской проблемы являются серьезные гарантии безопасности для албанского населения. Такой гарантией может служить только международный контроль, а отнюдь не честное слово Слободана Милошевича, которое может быть сегодня дано, а завтра взято обратно...
Если рассматривать это заявление с сербской точки зрения, то речь идет о совершенно беспрецедентной уступке - из тех, которые полностью исключались из рассмотрения в риторике лидеров СРЮ в первые 10 дней натовских бомбежек. Если вспомнить фразеологию Белграда первых дней войны, ведение военных действий против албанского населения Косова объявлялось суверенным правом Союзной республики Югославия, а любые попытки международного сообщества остановить резню объявлялись вмешательством во внутренние дела сербов. Сегодняшний политический поворот на 180 градусов, несмотря на удобный предлог в виде Пасхи (какое отношение имеют каратели Милошевича к религии, заповедавшей "не убий"?!), означает для Белграда весьма серьезную потерю лица. Объяснить прекращение огня тем самым сербам, которых он еще вчера звал на смертный бой до победного конца, Милошевичу будет непросто. У этой уступки есть одна-единственная, вполне понятная причина. "Война до последнего" Милошевичем проиграна уже сегодня. Его режим, как и саддамовский, держится на силовых структурах, пропагандистской машине и действенных рычагах сдерживания оппозиции. НАТО нанесло удары по всем этим звеньям. Сперва ударам подверглись военные гарнизоны и стратегические коммуникации, затем командные пункты и главное здание МВД в Белграде, откуда велось управление действиями карательных частей в Косово, а во вторник были поражены еще и телевизионные ретрансляторы, опора информационной монополии правящего режима. А на ночь со вторника на среду силы НАТО запланировали самый серьезный бомбовый удар против югославских целей за все время операции Allied Force. Дальнейший ход событий ясен: упорствовать, конечно, можно долго, и, вероятно, до вступления пехотинцев НАТО в Белград дело не дойдет никогда, поскольку они туда и не стремятся. Однако потеря всех рычагов власти в СРЮ для Милошевича синонимична потере самой этой власти. Ее при первом же удобном случае отберут - и не так уж важно, кто выступит претендентом на престол: соседский ли Джуканович, или свой православный брат Аркан, ныне слоняющийся по просторам Косова с бандой наемников и головорезов. Если Милошевич хочет помешать такому развитию событий, то для него пришла пора нащупывать удобные условия капитуляции. И вот - пробный шар: объявление Белграда об одностороннем прекращении огня в Косово.
Руководство стран НАТО отнеслось к сербскому жесту доброй воли скептически. Они поспешили заявить, что ждут более реальных и ощутимых шагов со стороны Милошевича, чем простые декларации. Логика участников операции Allied Force довольно простая. Они понимают, что отнюдь не добрая воля, а безвыходность заставила Белград объявить об уступках, о сворачивании этнических чисток. Они также понимают, что пока все сворачивание существует только на словах. Не исключен и такой сценарий, при котором регулярные части сербской армии сложат оружие, а резню продолжат бандформирования сербских боевиков, которые якобы действуют независимо от Белграда... Союзники добиваются от Милошевича совершенно конкретных шагов: согласия на введение миротворческих сил, способных гарантировать безопасность гражданского населения Косова. И беспрецедентные карательные акции, которыми сербы ответили на первые бомбежки НАТО, не дают Белграду никаких оснований рассчитывать на смягчение этих требований.
В заявлениях из Лондона, Брюсселя и Вашингтона в ответ на пасхальную инициативу Милошевича были повторены три требования, ныне предъявляемых союзниками к руководству СРЮ. Речь идет о выводе сербских войск и полиции из Косова, о подписании Парижского соглашения и о гарантиях возвращения в Косово всех албанцев, покинувших край в результате этнических чисток за последние две недели. Покуда три этих условия не будут приняты Белградом, бомбардировки НАТО продолжатся, заявили представители США, Великобритании и Североатлантического альянса, комментируя объявление сербов о перемирии.
Yugoslavia Declares Kosovo Truce
US Won't Match Yugoslav Truce - AP
Allies sceptical after Milocevic - PA NewsCentre
|