[17.03.1999, 16:27:01]
Евгений Зуенко Ничего не потеряно, кроме чести
Сейчас уже и не вспомнить, когда именно началась вражда Международного олимпийского комитета и прессы. Английская The Daily Telegraph, к примеру, утверждает, что все пошло с Мюнхенской Олимпиады-72, когда общественность с подачи прессы обвинила МОК в безответственности, которая облегчила палестинским террористам их задачу. Другие источники полагают, что ненависть испанского маркиза Самаранча к журналистам окончательно сформировалась во время скандального бойкота Московской Олимпиады. Тогда МОК под руководством лорда Килайнена совершал массу ненужных движений, то пытаясь уговорить американцев отказаться от бойкота, то вдруг выступая с "жесткими" заявлениями в адрес СССР. Самаранча тогда обвинили в том, что он неожиданно для многих отказался от компромиссной идеи проведения олимпийского конгресса в нейтральной Женеве, настояв на соблюдении не такой уж прочной традиции, требовавшей проведения конгресса в том же городе, что и Олимпиада. В итоге Самаранч был избран именно в Москве, о чем он не забывает напоминать, приезжая в Россию. За пределами нашей страны он вспоминает о другом. Например, о том, как четыре года спустя в Лос-Анджелесе Игры впервые принесли многомиллионные прибыли организаторам, а МОК стал превращаться из организации, вечно нуждающейся в деньгах, в преуспевающую и уважаемую. Но стоило газетам сравнить МОК с транснациональной корпорацией, как Самаранч тут же бросился в контратаку, ссылаясь на идеалы Кубертена. Разумеется, многие органы печати тут же высмеяли такую непоследовательность маркиза. А он, в свою очередь, принялся всеми способами заглушать голоса недовольных, используя все возможные способы - от неофициальных договоренностей с крупнейшими издательскими и телевизионными корпорациями (никто так и не опроверг давних сообщений о том, что, продавая права на трансляцию Игр, агенты МОК соглашались снижать цены в обмен на гарантии лояльности со стороны телекомпаний) до прямого отлучения неугодных журналистов от аккредитаций. Несколько раз дело доходило и до судебных процессов. Тактика "агрессивной обороны" приносила свои плоды очень долго. До тех пор, пока не началось "дело о взятках". Остановить эту волну разоблачений Самаранчу уже не удалось. За последние несколько месяцев образ МОК в глазах болельщиков полностью изменился. В худшую сторону, разумеется. А членам исполкома пришлось вынести тяжелейшее испытание: по признанию самого Самаранча, за последние полгода он дал больше пресс-конференций, чем обычно дает за весь олимпийский цикл. Надо полагать, вопросы на этих пресс-конференциях тоже отличались от обычных благостных бесед о перспективах олимпийского движения с предварительно отобранными журналистами. По случаю нынешней сессии эту повинность маркизу придется отбыть еще не раз.
Самое интересное состоит в том, что нынешняя сессия исполкома, по большому счету, нужна только Самаранчу. Расследование завершено. Уже несколько месяцев известно, кто из членов верхушки МОК и в какой форме брал взятки. Уже ясно, кому уходить в отставку (определен список из шести "жертвенных агнцев"), а кого можно только пожурить (в этом списке и Виталий Смирнов). Удалось (почти) спасти от срыва и Олимпиаду 2002 года в Солт-Лейк-Сити, мормонская община которого еще три месяца назад была готова отказаться от проведения Игр, не желая связываться со скандалом. Так что все эти действительно важные вопросы на повестке дня могли бы и не стоять - и так все ясно. Во всяком случае, для их решения созывать внеочередную сессию незачем. Но маркизу Самаранчу отчаянно не хочется уходить со своего поста раньше времени. И тем более - из-за подобного скандала. Самаранч столько лет гордо твердил, что принял Международный олимпийский комитет нищим и убогим, раздираемым политическими дрязгами и страдающим от отсутствия денег и диктата федераций по отдельным видам спорта. И вдруг - такой афронт! Теперь уже преемник испанского маркиза, кем бы он ни был, сможет гордо заявлять, что ему досталась скандальная и коррумпированная организация. Самаранч хочет уйти победителем. И поэтому сегодня он ждет от исполкома не просто поддержки, а уговоров остаться до конца срока. Не случайно одни из главных обвиняемых во взяточничестве - члены исполкома Жак Родж (Бельгия) и Кеба Мбайе (Сенегал) - уже созвали пресс-конференцию, на которой не стали делиться компроматом на более удачливых коллег, как обещали. Наоборот, Родж заявил, что Самаранч не должен прислушиваться к голосам, призывающим его уйти в отставку из-за скандала: "Хуан-Антонио Самаранч должен остаться на своем посту... Этот человек не коррумпирован". Роджу виднее.
Самаранч, скорее всего, прислушается к уговорам соратников. И останется президентом МОК до конца своего срока. Но уйти победителем ему не удастся. Зато у олимпийского движения есть прекрасные шансы извлечь выгоду даже из нынешнего кризиса. Уже очевидно, что традиционные для "олимпиоников" старой формации заклинания о "верности заветам Кубертена" больше не производят на публику нужного впечатления. В оборот индустрии Олимпийских игр вовлечены миллиарды долларов, и в идеализм тех, кто распоряжается подобными суммами, не верят уже даже самые наивные. Что ж, это прекрасный повод реформировать МОК в духе времени, сменив представительных и легко подкупаемых чиновников на дорогих, но эффективных менеджеров. Все равно, рано или поздно к власти в МОК придут адвокаты и экономисты, вроде тех, которые сейчас работают комиссарами североамериканских профессиональных лиг. Так почему бы Самаранчу не заняться этим прямо сейчас? Олимпиады окончательно избавятся от "незрелищных" видов спорта, взамен включив в свою программу боулинг и скачки, а транслироваться все это великолепие будет по платным цифровым каналам. А маркиз Хуан-Антонио Самаранч все равно уже не сможет попасть в историю как "лучший президент МОК уходящего века", как мечтал. Но ничто не сможет помешать ему стать тем президентом, который окончательно продал Игры.
НОВОСТИ
Футбол. В четверг Вячеслав Колосков скажет Владикавказу "да". Или "нет". Однако В Северной Осетии уверены, что Андорре их нечего бояться
Теннис. Аня Курникова пообещала сыграть за сборную России
Бокс. Один из судей боя Холифилд - Льюис "раскололся"
|