[28.06.1999, 19:23:46]
Евгения Коломенская В чешуе как жар горя...
Третий год столичные власти ведут борьбу с владельцами автомобильных
тентов-укрытий, которые в народе называют попросту "ракушками". Эта перманентная
война, начавшись с постановления правительства Москвы №886 от 5 ноября
1996 года, запретившего загромождать городские дворы "металличесчкой чешуей", то
затихает, то вспыхивает с новой силой. В ее ходе подписывались многочисленные
документы, ракушковладельцев подвергали переписи, регистрировали, выселяли,
пытались заставить платить налоги. Однако никакие потуги властей реальным
успехом не увенчались и проблема до сих пор остается нерешенной.
В настоящее время в столице насчитывается более 190 тысяч "ракушек". В
большинстве московских дворов из-за них уже не осталось живого места. "Все
газоны испоганили, пройти никуда нельзя, детишки вместо того, чтобы на площадке
играть, должны по этим страшилищам лазить", - возмущаются безлошадные
пенсионеры. Но и ракушечников понять можно: люди они в большинстве своем
небогатые, купить стационарный гараж просто не могут, а оставлять старенькие
"жигули" или "москвич" без присмотра на улице боятся. "Бандиты на мою машину не
позарятся, но если подростки возьмут покататься, я себе другую купить уже не
смогу", - вполне резонно рассуждает пожилой автолюбитель.
АВТОХИЖИНЫ И АВТОДВОРЦЫ
Собственно у властей есть две основные претензии к ракушечникам. Во-первых, их
собственность мешает нормальному ведению городского хозяйства. В любой столичной
префектуре можно услышать массу историй о том, как сроки ремонтных или аварийных
работ бригад Мосгортепла (Мосэнерго, Мосводоканала, МГТС и т.д) срывались из-за
того, что на трассе коммуникаций оказывались незапланированные автомобильные
укрытия. "Иногда нам даже не удается найти хозяев гаража, и нужно разрешение
прокурора, чтобы передвинуть "ракушку" на два метра, потому как она является
частной собственностью", - пожаловались нам в префектуре Юго-Западного округа.
Во-вторых, "ракушки" портят облик нашего замечательного города, на чем особенно
настаивают архитекторы. "Дни этой металлической чешуи сочтены, - прямо заявляет
первый заместитель председателя Москомархитектуры Юрий Григорьев, который считает, что заодно нужно избавляться и от многочисленных "шанхаев" - сборищ боксовых гаражей.
Взамен этого архитекторы собираются строить подземные гаражные комплексы,
такие, например, как недавно открытый шестиэтажный супергараж на улице Удальцова
или комплекс на Ильинке, проект которого стал победителем ежегодного конкурса.
Однако рядового москвича-автовладельца подобные планы совершенно не волнуют,
потому как за место в подобном комплексе придется выложить совершенно
запредельную сумму - от 10 до 25 тысяч долларов. "Тогда можно еще построить
"этажерки" - гаражи без особых изысков, из легких конструкций, - упорствует
Григорьев, - место там будет стоить не больше 2,5 тысяч долларов".
Архитекторы,
видимо, не понимают, что большинство москвичей с доходом от 400 рублей до 3
тысяч все равно предпочтут "ракушку" стоимостью от 6,8 до 7,6 тысяч рублей
чистоте архитектурного облика города.
Уверенность столичных властей в том, что проблема ракушечников отпадет сама
собой, если супергаражей и "этажерок" понастроить по всему городу, опровергается
практикой сегодняшнего автомобильно-гаражного рынка. В прошлом году было
организовано 64 тысячи машиномест в новых комплексах, в этом планируется
обустроить еще 66 тысяч. Однако уже сейчас 10,5 тысяч мест (15% от числа уже
построенного) так и остаютсся пустующими. Автовладельцы явно не спешат
обзаводиться престижной недвижимостью. Некоторые фирмы, вложившие деньги в
строительство гаражных комплексов, уже несколько лет не могут окупить убытки.
"За 3 года мы построили 4 комплекса, но продать смогли только полтора, хотя
пытались снижать цены, предлагали рассрочку и даже аренду. 90% вложенных средств
к нам не вернулось", - по секрету жалуется один из инвесторов.
ЖЕСТКИЕ МЕРЫ
Столичные власти, несмотря ни на что, однозначно становятся на сторону
"автодворцов", объявляя войну "автохижинам". Почти год назад вице-премьер
правительства Москвы Борис Никольский подписал распоряжение об инвентаризации
"ракушек". Это было вызвано тем, что три четверти этих популярных автомобильных
укрытий установлены без разрешения или с нарушением существующих требований.
Дело в том, что для законного установления "ракушки" нужно получить разрешение в
Москомрахитектуре, Москомприроде, Москомземе, отделе подземных сооружений, СЭС,
госпожарнадзоре - всего в 7 инстанциях. То есть официально ни одного легального
мини-гаража в столице не существует, потому как автовладельны обычно просто
регистрируют свое имущество в районной управе, получают там свидетельство и
номер, а также согласовывают с ДЭЗом место установки "ракушки". Тем более что
твердой нормативной базы на городском уровне и не существует - все отдано на
откуп префектурам.
Уяснив, что "ракушки" в общем-то не имеют права на существование, мэр Москвы
Юрий Лужков в феврале этого года пообещал ужесточить меры по очищению города от
"металлической чешуи". Иными словами, "ракушки" предлагалось попросту снести. Впрочем, при этом благородно предполагалось учитывать наличие рядом доступного гаража и отсутствие помех для подземных коммуникаций. То есть в первую очередь ракушечники должны были изчезнуть там, где уже построены многоуровневые гаражи и паркинги.
Власти решили, что мини-гаражи, не имеющие специальных разрешений, бесспорно
должны быть снесены (соответствующее распоряжение было подписано). С лица земли,
таким образом, необходимо стереть 45 тысяч "ракушек" - почти 25% от общего количества автомобильных тентов. С легальными ракушковладельцами решено
было поступить более гуманно: им предстояло всего-навсего подписать арендный
договор, чтобы платить за землю. Однако участок земли под тентом злосчастным автолюбителям обойдется в 15 раз дороже официально установленных расценок. Так что
годовая арендная плата за мини-гараж, в зависимости от места его расположения,
может составить от 5 до 36 тысяч рублей.
Московское правительство не пожелало считаться с тем, что "ракушки" до сих пор
являлись не гаражами, а металлическими тентами, которых совершенно не касаются
земельные налоги. Оказалось удобнее просто внести поправку в городской
закон и признать мини-гаражи "временными сооружениями". Правда, пока депутаты
Мосгордумы не решились ввести плату за землю под "ракушками". Но ракушковладельцы уверены, что эта мера их не избежит, потому как именно их деньги предполагается направить на строительство крупных гаражных комплексов. По мнению столичного правительства, это снизит цену мест в паркингах, хотя специалисты гаражного рынка и утверждают, что расценки упадут не более чем на 7%, что в принципе ситуацию не изменит.
ЧИНОВНИЧИЙ ПРОИЗВОЛ
На общегородском уровне проблема вытеснения "ракушек" из дворов пока особенно не
форсируется. Зато префектуры взялись за дело с завидным рвением. Например,
власти Юго-Западного округа уже практически приступили к ликвидации тентов-укрытий. Владельцам "ракушек" было предписано в 10-дневный срок убрать свои гаражи с территории района "Академический". В противном случае тенты будут вывезены на
штрафную стоянку.
Весной за ракушечников взялся и префект Северного округа Михаил Демин,
распорядившись очистить от мини-гаражей участки у жилых домов и внутридворовые
территории. Было бы вполне естественно, если бы распоряжение касалось только
"самовольщиков", не имеющих никаких разрешений. Но пострадали и легальные
гаражи, владельцы которых исправно вносят соответствующую плату и не тревожат
никакие подземные коммуникации.
Для них сделали только одну поблажку: пообещали
бесплатно перевезти гаражи на новое место. Легче от этого не стало, потому как
теперь ракушечникам разрешили обитать только в промзонах, расположенных на
окраинах города. Так что владельцы автотентов из районов Беговой улицы и метро
"Аэропорт" практически остались без гаражей - ставить машину где-нибудь у черта
на куличках они посчитали бессмысленным. Разумеется, компенсацию за неудобства
власти выплачивать не стали.
Самыми скорыми на расправу оказались чиновники Северного округа. Например, с
автовладельцами дома №39 по Дмитровскому шоссе они поступили наиболее радикальным способом: попросту подогнали к подъезду трейлер и люди в камуфляже под
присмотром представителей районной управы, РЭУ и милиции стали демонтировать
"ракушки". При этом власть карала как раз законопослушных граждан,
зарегистрировавших свои мини-гаражи и согласовавших с ДЭЗом место их установки.
"Я заключил договор с нашим ДЭЗом, по которому он обязался сам уладить дела со
всеми инстанциями, - возмущается Эдуард Устинов, один из пострадавших
ракушечников, - и регистрация, между прочим, была не бесплатной. Если власти не
выполняют условия договора, почему я должен за это отвечать?"
Но больше всего
люди недовольны тем, что никаких вариантов выхода из положения им даже не
предложили. "Сказали, что мы можем пойти на охраняемую стоянку около магазина,
но там нужно платить 1000 рублей в месяц, а у меня пенсия в два раза меньше", -
сокрушается другой потерпевший.
МОЖНО ЛИ СПОРИТЬ С ВЛАСТЯМИ
Самое простое, что может в такой ситуации сделать незадачливый ракушечник - это
смириться с тем, что его машина будет вечно стоять на улице, потому как
обращаться в префектуру в принципе бесполезно. Но есть и другой путь -
подать исковое заявление в суд, особенно если власти открыто нарушают закон.
Правда, метод этот требует терпения и больших нервных затрат, но, как показывает
практика, может принести реальные результаты.
Вот как комментирует ситуацию
юрист Леонид Ольшанский, выигравший уже не одно гаражное дело: "В статье 35
Конституции РФ сказано, что каждый вправе иметь имущество в собственности,
владеть, пользоваться и распоряжаться им, а отнять собственность может только
суд. Так что решение городского правительства снести почти четверть всех
московских "ракушек" не имеет под собой никакой правовой базы. Деньги за аренду
земельного участка с автовладельцев брать тоже нельзя: во-первых, в техническом
паспорте на "ракушку" указано, что она является металлическим тентом, а никаким
не "временным сооружением", во-вторых, никто не вправе принуждать граждан
заключать договор на аренду - это дело сугубо добровольное".
Если говорить о моральной стороне проблемы, то получается, что из-за
распоряжений городского правительства владельцы "жигулей" и "москвичей" лишаются
единственного доступного им способа защитить свои автомобили. Власти практически
загоняют их в угол, не предлагая приемлемых вариантов решения проблемы, потому
как на сегодняшний день московское правительство, похоже, само не видит
достойного выхода из положения. Владельцам "ракушек", вероятно, придется воспользоваться конституционным правом на защиту собственного имущества и
вступить в открытую конфронтацию с городскими властями. В результате проблема
мини-гаражей довольно скоро могет привести к весьма опасным конфликтам.
|