[22.03.1999, 19:37:02]
Дмитрий Шушарин, <dshushar@centertv.ru> В защиту Бориса Ельцина
Особо неистовствует Явлинский, который даже конституционную смену правительства объявил издевательством. О человеке, опозорившем высокое звание телохранителя, говорить вообще не стоит. И чего они все бесятся?
Оттого, что уже ничего не исправить, - Ельцин уже живая история, живой классик, вполне, правда, способный удивить мир новыми ходами. Он неизбежно вызывает чувство дистанции, формирующее культурную и общественную иерархию, то чувство, без которого нет цивилизации и цивилизованных людей. Но ведь ни Явлинский, ни Коржаков не желают, не могут принять того, что такова плата за жизнь в цивилизованном обществе.
Ну никогда, никогда Явлинский не поднимется до его уровня. Никогда никто из нас не станет с ним вровень. И будущие президенты России не избегнут сравнения с ним, как византийские императоры - со св. Константином, американские президенты - с отцами-основателями, французские - с Де Голлем, британские премьеры - с Черчиллем и Тэтчер.
И, похоже, последние сведения о кровоточащей язве президента напугали всех. Как, собственно, жить без Ельцина, если что, не дай Бог, случится... А ведь шумели, хотели отменить институт президентства.
Понятно, почему хотели. Тоталитаризм безлик, несмотря на все культы личностей. Поэтому так раздражает левых и прочих совков персонификация власти и ответственности. Это не безликое "советское руководство", явленное миру 19 августа 1991 года и противостоявшее президенту, взошедшему на танк.
Интеллигенция, бурно отдававшаяся тыкавшему ей Горбачеву, не может простить Ельцину, что он перешел с ней на Вы. Ведь это подразумевает вопрос: а собственно, кто Вы такие? Но где б они были, ныне поносящие президента и президентство интеллигенты, если б один человек, уже не такой молодой и не сказать чтоб неудачливый, не начал бы жизнь сначала?
Впрочем, это я зря. Не так давно один из тех, кого именуют делателем королей - а сам он называет свою деятельность валютно-политической проституцией, - в общем, специалист по выборам, в разговоре со мной (мы были вдвоем, а потому без имени) рассказывал, что он тоскует по временам перестройки. Хотя жил он тогда беднее.
Пришел Ельцин и все опошлил. И совсем ничего не делает по их прогнозам. Они обижаются и все твердят про "третий возраст". Однако сами они подтверждают правоту Андрея Немзера, как-то сказавшего: "Инфантилизм тождествен маразму".
Инфантилен был как раз Горбачев, совершенно по-детски не понимавший, что главное содержание так называемой перестройки - не трепология и уж совсем не экономика, а национальное возрождение. В самом начале карабахского кризиса, первого "размороженного" национально-территориального конфликта из тех, что были "заморожены" советской властью, он проявил полное непонимание того, что все это означает. Что в жизни наций бывают моменты, когда ростовщики раздают имущество, а проститутки бесплатно обслуживают солдат.
Понял ли все это Ельцин? Да не сказать, чтоб очень. Иначе сейчас о русском национальном самосознании не заботилась бы всякая дрянь. Однако он не стал ни железом, ни кровью, ни демагогией, ни подкупом скреплять Советский Союз. И слава Богу! За это одно спасибо.
А все, что было вслед за этим, - это уже проблемы нового национального государства, создаваемого молодой европейской нацией. Стрельба по Верховному Совету, военные поражения в Чечне и произвол террористов, коммунисты в Думе, фашисты на улицах, правительственная чехарда, невыплаты, попрошайничество солдат на улицах, добавьте сами, что хотите, - все это не повод для ожидания провинциального апокалипсиса. И уж вовсе не те проблемы, которые должен решать сам президент, который вполне способен доработать свой срок до очередных выборов.
Все это проблемы несформированного государства, несолидарной нации, несамоуправляющегося общества. Чего стоит только замена честной национальной рефлексии ожиданием национальной идеи, которую кто-нибудь дарует или навяжет. Что, в общем-то, одно и тоже.
И то, что Борис Ельцин этого не делает, свидетельствует о его интеллектуальной и нравственной адекватности происходящему. И не дай Бог, чтобы это было понято только после того, когда другой правитель осчастливит нацию своими теоретическими изысканиями, имеющими, как показывает не только русский опыт, мрачное практическое воплощение.
|