[16.04.1999, 19:10:58]
Дмитрий Шушарин, <dsh@centertv.ru> Pro domo sua
Заголовок переводится типа в защиту себя или что-то вроде того. Просто за прошедшую неделю меня не то чтобы заспэмили, но порядком замылили. И все из-за этой войны, будь она неладна.
Самое интересное, что многие согласны. Да и в "МК" под разными фамилиями с удовольствием прочитал то, что уже было и есть в ГРУ (это сокращенно Gazeta. Ru). На то она и Сеть, чтобы формировать все остальное. А авторство - относительно.
Главное, конечно, в другом. В том, что бредовая идея славянского единства начинает осознаваться именно как бредовая, потому что расистская. В том, что вопреки всем заклинаниям, есть люди, трезво признающие отсутствие стратегических союзников и стратегических России на Балканах. Хотя все еще со значением многие рассуждают о так называемой геополитике.
Кстати, это слово не только из лексикона Жириновского но и из словаря президента Белоруссии, назвавшего распад СССР "геополитической катастрофой". Само слово "геополитика" точно указывает на предшественников белорусского вождя. На тех, кто ставил во главу угла не антропогенные, а природные, в частности расово-биологические факторы политики, придавая им магическое значение.
У нас, понятное дело, самыми большими геополитиками были евразийцы. В 1928 году Георгий Флоровский написал статью об "евразийском соблазне", своего рода интеллектуальном резерве большевизма. Дело ведь не в ставших известными чекистских связях видных евразийцев, а в том, что в их абсолютизации исторических традиций и географических условий не находилось места свободной человеческой личности, творящей историю. В этом отношении духу евразийства ближе всего была геополитика, ставившая во главу угла не антропогенные, а природные факторы политики. Но ведь в современном мире с его информационными технологиями и коммуникационными достижениями определяющими становятся именно антропогенные воздействия на политику.
То есть вопреки всему тому, что говорится и пишется о "машине войны", о "безличной и самодовлеющей бюрократии", такой фактор, как свобода воли, как свобода выбора, становится все более существенным.
Правда, мне тут написали типа того, что "постмодернизм на дворе" (это дословно) и ценности меняются. Кроме того, раз Милошевича поддерживают сербы, значит так надо...
А мне плевать. И на постмодернизм, и на меняющиеся ценности, и на всенародную любовь сербов к Милошевичу.
Потому что есть факт и отношение к факту, которое тоже является фактом. Неизбежность чего-либо в истории вовсе не означает неизбежность внутреннего принятия этого каждым из нас. Иначе бы не было истории. И это право на непринятие, наверное, можно назвать либерализмом, хотя, по-моему, по словам Бродского, "в этом и есть христианство"...
Что же касается легенды о наступившей постсовременности, об изживании ценностей, выработанных, по словам Георгия Федотова, в трагическом Средневековье и осуществленных в последние столетия, лишает нацию и истории, и настоящего, и будущего. В конечном счете, это очередное посягательство на свободу воли, еще одна попытка навязать человеку и нации магическую предопределенность и языческий циклизм, отучить чувства от навыка различения добра и зла.
А что до поддержки Милошевича, так и Гитлера поддерживали. И ответили за это по полной программе.
Тут, конечно, вопрос сложный. При словах об ответственности нации вспоминаются малоприятные эпизоды. Однако одно дело - расизм, а другое - принцип народного суверенитета, отраженный, в частности, в известном высказывании. Насчет того, что каждый народ достоин того правительства, которое у него есть.
Где суверенитет - там и ответственность. Причем очень жесткая. Отвечать приходится не только за то, что кого-то выбрали, но и за то, что кого-то не свергли. Румыны, например, смогли и теперь опасности для цивилизованного мира их страна не представляет. А те, кто терпит Фиделя, Слобо или Саддама, и не просто терпит, но и радостно бегает на демонстрации, - те пусть не обижаются.
Да в общем-то и черт с ними со всеми, если бы только не один малоприятный факт, который меня как русского националиста, удручает и тревожит. Речь идет о том, как все дружно бросились сплачиваться вокруг поддержки режима Милошевича и насколько безразлично отнеслись и продолжают относиться к тому, что творилось вокруг Чечни. Война против почти собственного криминально-сепаратистского режима никого не заставила задуматься над тем, какой ценой порой приходится наводить порядок в доме.
И не надо уподоблять Косово Чечне. Российская власть имела и имеет совсем иную природу, чем режим Милошевича. Иначе бы коммунисты не увлекались бы импичментом. Автономию Чечни никто не ликвидировал и этнических чисток не проводил.
Запад, кстати говоря, эти различия понимает и чувствует. Поэтому России не надо бояться авиарейдов НАТО в ответ на борьбу с терроризмом и сепаратизмом.
|