[16.03.1999, 17:52:19]
Иван Орнитологов Черная дыра
Замечательная особенность этих денег - полная безнаказанность их неэффективного использования - ни законов, ни бандитских наездов. Поэтому при незначительности самих кредитов вокруг их получения всегда был такой ажиотаж - откуда еще власти могли взять деньги на выплаты зарплаты учителям и врачам? Могли договориться с Газпромом или РАО ЕЭС, чтобы те заплатили побольше налогов - а это значит что-то дать взамен, что не всегда желательно и возможно, или же можно выпросить у МВФ.
При этом получение кредитов МВФ - это как выполнение плана в советские времена: получили и отчитались о направлении на благое дело, спихнули в регионы или на валютный рынок, а дальше хоть трава не расти. Так что по обоим направлениям, на которые пошли кредиты МВФ - латание бюджетных дыр и поддержка рубля - использование было дело второстепенным. Да, формальный контроль был, конечно, но пришедшие в регион деньги не особо проконтролируешь, а зарплаты учителям и врачам - как раз удел местных бюджетов. Точно также не особо проконтролируешь Центробанк в его деятельности по поддержанию рубля и рынка ГКО, что доказывает история с оффшорной компанией, распоряжавшейся всеми резервами этого ведомства.
Ну а в отсутствии реального контроля любое формально законное использование финансовых ресурсов остается таковым только на бумаге. Опыт взаимовыгодного общения регионов и предприятий с федеральным бюджетом у нас в стране богатый (чего стоит одна афера АвтоВАЗа с песком), и кредиты МВФ - своего рода разновидность бюджетных средств. Школы и больницы ведь тоже кому-то должны, вот, например, их кредиторам и можно направить деньги полученные из центра. Хотя вариантов множество - ведь бюджетная система у нас до сих пор допотопная и весьма непрозрачная. Часть денег конечно учителям и шахтерам доходит, но какая - никто не знает. Отсюда рапорты федеральных чиновников, что долги погашены, а на местах в карманах опять очень быстро пустеет.
Счетная палата, проверявшая законность исполнения федерального бюджета, констатировала, что в 1995 и в 1996 годах в Минфине "отсутствовала система бухгалтерского учета доходов и расходов федерального бюджета". Местные бюджеты до сих пор непрозрачны. Кстати, эта бюджетная непрозрачность, наравне с непонятными приоритетами расходования средств - причина того, что никто не хочет платить налоги. Все равно непонятно куда идут. Отсюда и мизерная величина федерального бюджета, обслуживающего с каждым годом все меньшую часть экономики.
В таком свете наивно выглядят сегодняшние требования МВФ к увеличению налогов и большему контролю за расходованием своих кредитов. В экономике, где процветает бартер, виртуальная добавленная стоимость и зачеты, никаких налогов не собрать. Что касается контроля, то у центральной власти просто на это нет сил, да и никогда не будет - чтобы нормализовать контроль за финансами, какие бы ни были у них источники, надо ликвидировать все эти зачеты, а это значит создать систему защиты прав собственников, которые только и могут на каждом конкретном предприятии прекратить виртуализацию оборота. Ну а растворить в многомиллиардном обороте средства МВФ легко - как каплю в море. Точнее даже как воду в песке - ведь они ценны тем, что это настоящая ликвидность, а не ущербные виртуальные деньги.
Так что когда эксперты МВФ не могут понять куда делись их деньги, они пытаются понять, почему вроде бы частный случай законного, но нецелевого использования является системой. А этого им никогда не понять. Попробую аллегорию состроить - они приносят живую воду, в процессе транспортировки она превращается в мертвую, но тоже воду - она вроде есть в наличии, но потребителям - как инвесторам ГКО или как учителям зачеты - не нужна.
Поэтому-то все переговоры в конце концов заканчиваются околополитическим торгом. Хотя в августе 1998 заместитель директора-распорядителя МВФ Стэнли Фишер заявил, что Россия не получит ни цента из стабилизационного кредитного пакета общим объемом $22,5 млрд до тех пор, пока правительство "не будет проводить эффективную экономическую политику, которая немыслима без полноценной налоговой реформы". Увы, похоже ориентиры опять формальные - профицит, НДС...
По этому поводу вполне можно привести проскальзывающие у коммуниста Маслюкова относительно правильные мысли: "Возведение в абсолют нормальной экономической идеи в ненормальных условиях фактического отсутствия денег в обращении - это абсурд. Задача номер один сегодня - создать макроэкономические условия для нормальной работы предприятий. В условиях нехватки денег даже для нужд оборота, когда более половины его обслуживается бартером и различными фантиками, вся экономика будет оставаться потенциальным банкротом, и банкротство неизбежно будет носить произвольный характер".
Политика играет большую, если не решающую, роль в этой игре. Запад прекрасно знает, что всё "уйдёт в песок". Но вместе с тем ужасно боятся настоящей катастрофы у нас. Телевидение там часто показывает, например, репортажи о состоянии химических вооружений в России. Показывают металлические контейнеры с химикатами, которые текут. А что творится с бактериологическим оружием... Потому-то кредит опять дадут, чтобы хоть как-то залатать дыры... Не забывайте, что у российских "просителей" присказка только одна - "не дадите - вам будет хуже!"
При этом смысл взаимоотношений Маслюкова и Камдессю вообще непонятен и похоже перешел в ту же сферу идеологии. Как выразился бывший вице-премьер, депутат Госдумы Александр Шохин: "Сейчас впервые за свою историю МВФ может профинансировать коммунистический реванш, и поэтому фонд вынужден добиваться корректировок бюджета и настаивать на демонстрации конкретной экономической программы". Другой бывший вице-премьер Борис Федоров сказал, что правительство абсолютно некомпетентно в экономической части, у него нет экономической программы и в мире наконец это поняли".
У правительства скорее все-таки никакой единой программы нет. 13 марта 1999 министр финансов РФ Михаил Задорнов заявил, что валютные резервы ЦБ РФ могут закончиться через несколько недель, если Россия не заключит соглашения с МВФ. "Ясно, что без такого соглашения вся концепция нашей бюджетной политики будет разрушена". По его словам, без поддержки МВФ Центробанк России будет вынужден начать печатание денег. Это заявление Задорнова противоречит тому, что днем ранее говорил Маслюков: первый вице-премьер заявлял, что если с Фондом не удастся договориться, то это не катастрофа.
Вот что загадочно говорит сам Маслюков, первый заместитель председателя правительства РФ: "Главный вопрос всей экономической политики ближайших месяцев - как мы будем отгораживать прирост денежной массы от валютного рынка, как будем добиваться того, чтобы этот прирост шел в реальный сектор. Именно этот вопрос отличает практика от бесплодного теоретика, и государство нашло на него четкий и технологичный ответ. Пока Центральный банк справляется теми относительно вегетарианскими методами, которые установлены. Если ситуация начнет становиться угрожающей - будут приняты другие, уже подготовленные меры. Раскрывать их не буду, скажу одно: меры безукоризненно рыночные, с административными запретами не связанные, по мере нормализации положения легко отменяемые. Так что пугаться не надо".
Особо доверительно такие высказывания выглядят на фоне слухов о запрете хождения доллара и стародавних обещаний лечь на рельсы или отрубить себе руку.
Осенью прошлого года Сергей Дубинин, отвечая на обвинения в свой адрес, заявлял, что готов отчитаться за каждый цент из поступивших кредитов, в том числе первого транша кредита МВФ. Все деньги полученные от МВФ, были помещены в "инвестиционный портфель" в равных пропорциях в немецких марках и долларах США. После этого, по согласованию с МВФ, $1 млрд был передан в бюджет РФ и еще $3,8 млрд по-прежнему находятся в портфеле ЦБ. В то же время, говорил С. Дубинин, в период до 14 августа на поддержание курса рубля было потрачено 4,5 млрд долларов, но это были не деньги МВФ. Последняя фраза ясно говорит о том, что средства МВФ - это не какая-то особая зона в финансовой системе России, а просто самые легкие деньги, как бы не казались тягостными переговоры. Ну а что касается Маслюкова, то он вполне может оказаться большим реалистом в своем нежелании или неумении представлять программу - все равно в рамках ведущейся дискуссии все программы одинаковы.
Самое забавное это то, что постепенно утрачивается разница между коммунистами и их предшественниками. Никто из них не ценит законов и не заботится об экономической мотивации людей, только об идеологической. Они не понимают, как и почему создаются экономические ценности. Ну и естественно использовать деньги МВФ они могут только на то, что умеют делать - на поддержание бюрократической системы.
Нежелание законодателей жить по закону - основа всех проблем. Для начала нужно было сосредоточить все силы общества на создании правовой основы общества. Не лагерного, уголовного, воровского закона, а цивилизованного, типа западноевропейского или американского. Нужно было наладить баланс власти - основу демократии. И начать жить по закону. В том числе и по законам экономики, которые работают, а не выдуманы.
А законы экономики - есть законы экономики. Один из ее основных законов - население должно понимать, как работает экономика и уважать неравенство. А в России основное население этого не понимает и тому есть исторические причины - государственное вмешательство в экономику всегда доминировало. Тут и особая роль сельского хозяйства и специфический вид имперского устройства с его постоянным ростом протяженности границ, которые надо защищать...
Ужас в том, это время терпения людей кончилось. При этом те люди, которые зарабатывают и думают по-другому, тоже не хотят просто ждать, поэтому и ведут себя как, скажем, Смоленский или Березовский - двойное гражданство и быт за границей, а бизнес здесь. Это способ не уходить отсюда насовсем, но это способ нормально жить. Именно на этой приманке - жить нормально и существует западный мир. В Америке селились люди, которые хотели жить хорошо и готовы были ради этого претерпеть определенные сложности устройства на новом месте. У нас пока элита этого (необходимость равенства возможностей, что является обратной стороной уважения к неравенству - имущественному или любому другому) не понимает. Пока элита не самообразуется, а население в массе своей не попробует себя малым предпринимателем, что даст народу поучительный опыт исполнения роли начальника, существенного изменения в России не произойдет. И что забавно - и элита, и народ страдают (по своему, конечно). Возникает замкнутый круг - население не может одобрить снижение налогов и закрепления прав собственности, поскольку не получает зарплату и видит вокруг себя приватизаторов-прихватизаторов. А без этого ничего не изменится. В лучшую сторону...
Разговоры о развале страны ведутся постоянно. Как бы то ни было, но Россия по-видимому обречена возрождаться кусочками - Москвой там или Новгородом - территориями, где есть деньги и народ более благодушен к далекому и близкому соседу. Все остальные боятся родину продать. Половина Калифорнии куплена японцами, 30% государственных облигаций США в руках Японии. И ничего - страна работает. И торгуют - как сумасшедшие. Жёстко, хитро, с выгодой для себя, но - цивилизованно. И после подписания контракта держат слово.
|