[15.06.1999, 18:04:06]
Андрей О. Виноградов, <avin@centertv.ru> А самолеты все падали и падали...
Минувшие выходные наряду с гордыми сообщениями о неожиданном рейде наших десантников на Косово принесли и еще одну, более печальную весть - на международном авиасалоне в Ле Бурже вновь во время показа разбился российский самолет СУ-30МК. Вновь - потому, что это далеко не первое и, по всей видимости, не последнее происшествие с российскими "сушками" за рубежом. Впору говорить даже о том, что данные самолеты лучше на международных авиасалонах не показывать - традиционные покупатели их будут покупать и так, а остальные от того, что эти самолеты, как те старушки из окна у Хармса, все падают и падают, вряд ли испытают ажиотаж по поводу их покупки.
Однако не все так просто - российские истребители, в том числе СУ-27 и СУ-30, на самом деле летают лучше всех других. Однако на авиасалонах вынуждены показывать цирковые номера, которые, как всегда в цирке, сопряжены с большим риском. Российские летчики работают клоунами, собирая наиболее массовую публику, жаждущую зрелищ, и этому есть свое объяснение.
До распада Советского Союза разработка, испытание и производство самолетов координировалось Министерством авиационной промышленности (МАП). В связке разработчик самолета (КБ) и производитель (серийный завод) всегда лидировало КБ во главе с генеральным конструктором. Конструктор был вхож в МО и ЦК и всегда мог пробить практически неограниченное финансирование. Однако после 1991 года ситуация резко изменилась - МАП было ликвидировано, резко снизилось финансирование НИОКР Министерством обороны, практически прекратились закупки новых самолетов для нужд ВВС.
Платежеспособный спрос остался только за границей. Помимо двух традиционных советских клиентов Китая и Индии, закупивших 48 СУ-27 плюс лицензию на производство еще 200 единиц и 50 СУ-30 соответственно, машины СУ были закуплены также Эфиопией (8 СУ-27 в декабре 1998 года).
Возникла необходимость продвигать самолеты в страны, нетрадиционные для России. Одним из способов довести информацию до потенциального покупателя и показать летные качества самолета стали международные выставки и авиационные шоу (наиболее известные - Фарнборо и Ле Бурже, проводящиеся раз в два года). Так как самолеты, показываемые на выставках, обычно являются не базовыми моделями, как СУ-27, а различными модификациями, как СУ-30МК, то они принадлежат не серийным заводам, а КБ, в данном случае ОКБ Сухого. ОКБ, не производящее самолеты, заинтересовано в том, чтобы показывать все новые и новые версии - конструкторское бюро демонстрирует "растущие" возможности самолета, оставляя серийные заводы фактически без заказа, так как производители не строят опытные машины.
Второй аспект - это удивительные летные качества самолета. На большинстве выставок наши самолеты показывают чудеса воздушной акробатики, поражая неискушенного зрителя. Специалисты же остаются равнодушными. Часто можно слышать следущее: "Это настолько же красиво, насколько бесполезно".
Современный самолет - это система вооружения, состоящая из четырех основных частей: планер (корпус самолета), двигатель, вооружение (обычно ракеты воздух-воздух, воздух-земля), авионика (радар, система целеполагания, обнаружения и постановки помех). Российские самолеты традиционно имеют уникальный планер, хороший двигатель и вооружение, но хронически отстают в области авионики, которая в условиях современных боевых действий является наиболее важным моментом. Перед современным самолетом стоит задача как можно раньше обнаружить противника, нанести удар и уйти из зоны поражения. Для этого необходимо иметь современные ракеты и авионику. Не имея последней, российские летчики и конструкторы на всех выставках пытаются доказать, что этот недостаток можно компенсировать летными качествами.
Знаменитые акробатические фигуры - кобра Пугачева, чакра Фролова и колокол, показываемые на СУ-30, должны делаться на очень большой высоте, чтобы соблюдались все нормы безопасности. Однако тогда теряется зрелищность показа и возможность получить восторженные отзывы журналистов. В результате тяжелый СУ-30МК, предназначенный для войны, работает клоуном на салоне, причем на пределе возможностей и с огромным риском. Так что простое сокращение программы выступлений (как признали представители ОКБ Сухого), приводит к трагическим последствиям.
Генеральный конструктор ОКБ Сухого Михаил Симонов, как всегда, утверждает, что все в порядке - самолетам свойственно не только летать, но и падать. Летчики живы - это главное. Показы надо продолжать, а СУ-30 по-прежнему - лучший самолет в мире среди тяжелых истребителей. По его словам, СУ-30 в случае возможного столкновения с противником в ближнем воздушном бою не будет равных. Возможно, это и так, но вероятность такого боя в конце ХХ века равна нулю. Давно ушли в прошлое рыцари неба Первой и Второй мировых, никто не кричит "Прикрой, атакую!", как это ни обидно для вечных российских романтиков от ВПК. В современном рациональном мире самолету больше всего угрожают огонь с земли средств ПВО и ракеты противника воздух-воздух. Обнаружив цель на дисплее, летчик, не видя противника в живую, наносит удар ракетами и уходит из точки пуска. Поэтому даже такой самолет как СУ-30, беспомощен перед более скромным конкурентом с зоркими глазами и длинными руками. Это как если идти на пулемет со шпагою в руке - умение отлично фехтовать вряд ли поможет.
|