[13.04.1999, 18:47:18]
Влад Киселев, <vkiselov@chat.ru> Давно что-то новых налогов не было...
7 апреля Московская городская Дума преодолела вето Юрия Лужкова и приняла закон "О налоге с продаж". Москва стала девятым российским регионом, принявшим подобный закон. Лужкову не удалось поднять ставку налога до 5%. Депутаты настояли на том, чтобы она осталась на уровне 2%. Одним из основных аргументов было то, что повышение ставки налога может на практике привести к уменьшению собранной суммы - людям будет просто нечем платить.
Цель принятия закона "О налоге с продаж" - перенести часть налогового бремени с товаропроизводителей на потребителей. Теперь в казну будет уходить 2% от продажной цены товара или услуги, т.е. оплачивать налог будет конечный потребитель.
На самом деле закон принят по двум причинам. Во-первых, это последствие прошлогоднего решения Госдумы. Теперь в каждом регионе должен быть принят подобный закон. Как заявил депутат Мосгордумы Игорь Лисиненко, "Мы этот закон принимаем не по доброй воле, это - решение, принятое на федеральном уровне". Вторая причина намного банальнее. У Москвы нет денег. Так, при ставке налога в 2% будет собрано 1,72 млрд. рублей. При этом некомпенсируемые потери бюджета составят 5,5 млрд. рублей. По словам представителя мэра в Мосгордуме Анатолия Петрова, даже при ставке налога в 5% бюджет на 1999 год не удалось бы выполнить. А при ставке в 2%, за которую проголосовали депутаты, бюджет придется секвестировать в два раза.
Новый налог не будет распространяться на товары первой необходимости, продукты питания, входящие в базовую потребительскую корзину, периодическую печатную продукцию, лекарства, оплату жилищно-коммунальных услуг, услуги в сфере культуры и искусства, услуги по перевозке пассажиров транспортом общего пользования, находящимся в муниципальной собственности, ритуальные услуги...
Кого, в первую очередь, коснется данный налог? Депутаты утверждают, что при ставке в 2%,на которой они настояли, товаропроизводители потуже затянут пояса, сократят норму прибыли и не будут повышать цены. Так что простой обыватель никаких изменений заметить не должен. Хотя, учитывая особенности нашего менталитета и посткризисное состояние экономики, в это верится с трудом.
Отстояв ставку налога в 2%, депутаты в то же время согласились с другой поправкой мэра - не включать в льготный список транспортные предприятия немуниципальной формы собственности. Комментируя это решение, депутат Олег Музыря, сказал: "Предприятия становятся банкротами не потому, что они не умеют работать. Они становятся банкротами, потому что мы принимаем такие документы". Действительно, в столице 38% наземных пассажирских перевозок осуществляются негосударственными транспортными предприятиями. Они работают на маршрутах и по тарифам, утвержденным правительством Москвы, и самостоятельно определять ценовую политику не могут. В то же время их лишают льгот, которые имеет муниципальный транспорт, хотя условия работы у них одинаковые. Это уже похоже на нездоровую конкуренцию. В перспективе это может, в частности, привести к банальному повышению цен.
Закон г. Москвы "О налоге с продаж" должен вступить в силу после снижения ставки НДС до 15%. При этом исчисляться он будет с цены товара + НДС. Как следствие - реально он будет составлять больше 3%. Так что удастся ли нам реально ощутить снижение ставки НДС - сможет показать только время.
|