[09.03.1999, 19:21:08]
Влад Киселев Власть пошла
На своей недавней пресс-конференции Березовский Америки не открывал. Его "сенсационное" заявление насчет перехвата власти правительством и Примаковым лично - всего лишь констатация факта. А заметить процесс "ухода" реального политического (и экономического, кстати, тоже) влияния из одной ветви власти в другую, не так сложно.
Законодательное собрание. Еще никогда в постсоветской истории влияние премьера на Думу не было так сильно (его кандидатуру предложил Явлинский, в то же время "своим" считают коммунисты; ЛДПР уже давно - проправительственная фракция, а в последнее время к ним присоединились еще и НДР и "Российские регионы). В то же время поговаривают, что "Блок региональных лидеров" в Совете Федерации был создан "под Примакова".
Окружение президента. На все высвобождаемые позиции Примаков старается ставить людей из бывшего КГБ. Достаточно посмотреть на кадровый состав президентской администрации. Николай Бордюжа - бывший сотрудник ФАПСИ и ФПС, его заместитель Владимир Макаров до 1991 года - заместитель начальника управления кадров КГБ, затем - начальник управления кадров ФАПСИ, нынешний начальник управления кадров президентской администрации Владимир Осипов - также ранее работал в ФАПСИ, первый заместитель руководителя пресс-службы президента Борис Иванов - бывший сотрудник СВР.
Силовые структуры. Во-первых, воспринимают Примакова как "своего" - все-таки он достаточно много времени провел в Службе внешней разведки. Кроме того, периодически появляющиеся слухи об отставках и перемещениях руководящего состава силовых структур заставляют этот самый состав больше беспокоиться о сохранении своего места. Соответственно - пытаться "угодить" хозяину. В этой связи отставка, казалось бы, "непотопляемого" Алмазова, не выглядит случайной. Черномырдина он устраивал. А Примаков, проработав с ним несколько месяцев, понял, что это не "свой" человек. Что делать? Естественно, заменить "своим". Кстати, было бы очень интересно выяснить истинные причины "болезни" Скуратова. А спешный арест бывшего министра юстиции (то есть Ковалева) через несколько лет, когда, казалось бы, о его деле уже все забыли, почему-то очень напоминает историю нижегородца Андрея Климентьева. Помните еще такого?
Средства массовой информации. Березовский заявил, что на этом фронте борьбы за власть Примаков добился наименьших успехов. Мне кажется, что это не так. Просто на все нужно время. "Битва" за ОРТ еще не закончилась, она в самом разгаре. Чем это закончится - неизвестно, но если победит премьер, то его влияние на массовое сознание будет практически безграничным - все-таки в его распоряжении будут два крупнейших общенациональных канала, один из которых - ОРТ - имеет наиболее полный охват территории страны. Тогда действительно, как недавно было предложено, можно переносить правительственный канал со второго на первый - больше народу увидят. Об РТР разговор особый. Примаков в лице Швыдкого нашел хорошего помощника, и теперь успешно продолжает дело, начатое Черномырдиным. То есть объединение "под своим крылом" всех региональных государственных телерадиокомпаний. Невзирая ни на что. Не глядя на их уже заключенные договора с рекламодателями. Не советуясь с трудовыми коллективами при смене руководства в свою пользу (те самые "свои" вместо "чужих"). Не стесняясь просто убирать из эфира неугодные программы. До газет и журналов дело еще, я думаю дойдет. Еще Кириенко хотел "раскрутить" принадлежащий правительству журнал "Спутник". Но не успел. Возможно, его старшему товарищу такая задача удастся лучше.
Какие последствия может иметь происходящий в настоящее время в стране перехват власти для простого обывателя?
Во-первых, малый бизнес. Не имея после кризиса никакой государственной поддержки, небольшие частные предприятия разоряются тысячами. Это вполне соотносится со ставкой нынешнего правительства на увеличение роли государства в экономике. Ведь государственные предприятия, все-таки остаются "на плаву". В долгосрочной перспективе, если отношение правительства к частному бизнесу не изменится, это может привести к практически полной ликвидации конкуренции. А это означает, например, диктат цен со стороны государства на внутреннем рынке.
Во-вторых, крупный бизнес - большие государственные предприятия-монополисты. Здесь премьер ведет себя наиболее решительно. Сначала его шаги в сфере экономики средства массовой информации подавали как слухи и воспринимали как случайность. Но рано или поздно количество переходит в качество. Не отдал Маслюкову "Росвооружение" - решил взять себе. Решил не продавать "Связьинвест". Планы по созданию государственной нефтяной компании. "Отбил" у Березовского "Аэрофлот" - интересно, каков будет политический состав нового совета директоров. Создается впечатление, что чуть ли не вся экономика страны подгоняется "под Примакова" и для Примакова.
В-третьих, макроэкономическая политика государства. Не секрет, что четко спланированной программы выхода из кризиса у правительства нет. По крайней мере, ее никто не видел. Все усилия правительства направлены на одно - получение новых кредитов на Западе. А их не дают. В этих условиях появляется бюджет, привязанный к фиксированному курсу доллара, причем уже на тот момент было известно, что удержать подобный курс в течение года можно только лишившись всего золотовалютного запаса страны. Последствия? Выход из подобной ситуации один - включение печатного станка, что уже неоднократно (правда, негласно), происходило еще в 1998 году. Других средств расплатиться с бюджетниками у государства нет.
Подобные примеры можно приводить до бесконечности. Главное не это. Президент с премьером могут делать любые совместные заявления. Но налицо процесс тихого перехвата власти. В то время, когда экономика страны с нарастающей скоростью падает в пропасть, и скоро уже невозможно будет этот процесс остановить. Но на носу выборы. И поскольку своих денег в стране нет, каждый, кто обладает такой возможностью, пытается просить под них кредиты на Западе (Как Владимир Ресин, который просил у американских инвесторов миллиард фактически на избирательную кампанию Лужкова. Пока не дали.) В этих условиях об оздоровлении российской экономики и, соответственно, о росте уровня жизни населения, по крайней мере, на два года, можно забыть. А что нас ждет дальше? Доживем - увидим.
|