[08.06.1999, 17:09:38]
Сергей Фомин Дневник телезрителя
31 мая. Новости всех каналов. Трагедия в Минске, 54 человека задавлены насмерть, большинство - юные девушки в туфлях на высоких каблуках. НТВ утверждает, что они пришли на праздник пива и были принесены, таким образом, в жертву некоему пивному божеству. Политики тут нет никакой, это не Ходынская катастрофа и не похороны Сталина, это просто бессмысленное и беспощадное самоуничтожение толпы, хотя юных девушек в туфлях на высоких каблуках, конечно, жалко.
Президент Лукашенко создал государственную комиссию по расследованию того, что, в общем-то, находится за пределами разумного. Люди бросились в подземный переход, спасаясь от ливня, но ливень - это же все-таки не огнь небесный, просто - вода...
ОРТ. 12.00. Программа "Вместе" уточняет, что это был не только праздник пива, но и праздник "Радио Беларусь", и концерт какой-то российской поп-группы, но сейчас подробности уже не имеют значения.
За день до того было странное в своей исключительности сообщение о том, что в Армении молния ударила в строй солдат.
НТВ. "Старый телевизор" решил двенадцать дней подряд отмечать только одну дату - десять лет со дня открытия Первого Съезда народных депутатов - первой беспрерывной телетрансляцией политической говорильни, когда кажется, ничего не было, кроме этого съезда, ничем, в общем-то, так и не кончившегося. Но неутомимая Евдокия Александровна Гаер, борец за права коренных народностей, спрашивает сейчас, обращаясь ко Льву Новоженову: "Вы посмотрите, что сейчас делается с нашим русским народом...". Господи, ну хоть Евдокия Александровна всех нас пожалела...
1 июня. Новости всех каналов. Александр Починок - снова "главный мытарь" страны. Вообще новое правительство смотрит веселей. Такое, наверное, творится, что им там самим смешно...
РТР. "Урмас Отт с...", в данном случае - с Геннадием Селезневым, а перед тем - еще с каким-то казенным человеком. Совершенно, однако, не понятно, зачем. Оказывается, для того, чтобы посидеть перед камерой с чиновником в ресторане "Прага", нужно было выписывать журналиста из-за границы. Из-за акцента? Тогда почему именно из-за эстонского?
НТВ. "Живой Пушкин" Леонида Парфенова с традиционной претензией на передачу недели, а то и двухсотлетия, поскольку анонсируется как "журналистское расследование спустя двести лет". Новости, конечно, их профессия. Но что нового можно сказать сейчас о Пушкине? Впрочем, оказывается, можно додуматься проиллюстрировать рассказ о его жизни кадрами из кинофильмов, действие которых происходит в начале девятнадцатого века, причем Пушкин как персонаж, например, в "Звезде пленительного счастья" может и вовсе не участвовать. Особая утонченность состоит в том, что кадры из цветных фильмов сделаны черно-белыми, потому что так, видимо, "документальнее".
Упущена из виду, впрочем, такая мелочь, что Пушкин-то, между прочим, жил и умер в эпоху Слова, вершину которой он и олицетворяет для русского языка и русского человека. А кино во всех его проявлениях - феномен уже следующего столетия. И кадры, например, из фильма "Композитор Глинка" - документ вовсе не пушкинской эпохи, а эпохи послевоенного советского кино. Но НТВ живет и проводит свои журналистские расследования, и не только о Пушкине, в эпоху НТВ.
Для того, кого считают рядовым телезрителем, может быть, там и найдется что-нибудь сенсационное, вроде того, что Пушкин и Дантес были свояками, но для тех, кто хоть что-нибудь о Пушкине читал или слушал нестареющие лекции Юрия Михайловича Лотмана, повторявшиеся зимой на канале "Культура", новым оказался только сюртук ведущего на фоне ампирных интерьеров. Лотман, кстати, иллюстрировал свой рассказ только несколькими, но подлинными гравюрами того времени, да вынул раз из стола и показал зрителям настоящий дуэльный пистолет. А все остальное было у него - тем самым Словом.
Однако у НТВ получилось довольно мило - такой, знаете ли, классический хармсовский "свежий Пушкин", что впрочем, говорят, Хармсу лишь приписывается. То, что Гегель называл "дурной бесконечностью", на телевидении с удивительной последовательностью превращается в бесконечную дурь
6 июня. Ну, вот и оно, двухсотлетие. День удачно начался с рассказа академика Панченко на канале РТР и в общем держался за счет отечественных экранизаций на вполне пристойном уровне, став днем хорошего российского кино. И пусть меня упрекают знатоки в том, что проза Пушкина принципиально не экранизируется адекватно оригиналу, но все же - целый день на всех каналах до самого вечера ни одного фильма с закадровым переводом.
Усталость сказалась к вечеру, когда на ОРТ в программе "Наш Пушкин" состоялась беседа на эту тему с Никитой Михалковым. Никита Сергеевич изложил свои взгляды на явление Пушкина в нашей и мировой культуре, дал оценку новой английской экранизации "Евгения Онегина". Беседовавшая с ним ведущая программы Лариса Кривцова иронизировала насчет того, что у англичан Ленский и Ольга напевают "Калинку" Дунаевского из "Кубанских казаков".
Англичанам все при этом простительно - они приняли песню за народную. Только вот называется она не "Калинка", а "Ой, цветет калина...". А русскую народную "Калинку" исполнял в свое время, и замечательно, Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии имени Александрова.
НТВ, "Итоги". Традиционное уже "селекторное совещание" начальников разного ранга и уровня, в коем на этот раз участвует шеф агентства "Рейтер" в Москве м-р Уоллес, который, исправляя оплошности экранизации "Онегина", реабилитирует уровень британской компетенции в российских проблемах и называет то, что здесь творится, "сюрреалистическим ритуалом".
М-р Уоллес имел в виду, конечно, политическую реальность, но ближе к полуночи на ТВ-Центре какое-то курносое существо мужского пола в сюртуке и бакенбардах начало представлять пушкинскими цитатами выступления нашей Великой-и-Ужасной Попсы, в полном наборе явившейся дать концерт с Красной площади. С попсы, конечно, какой спрос, только уж больно все это оказалось близко к стенам древнего Кремля, как раз там, возле Лобного места, где в финале "Бориса Годунова" "Пушкин идет, окруженный народом"...
|