[24.05.1999, 16:55:09]
Уильям "Билл" Дж. Клинтон, "New York Times". Подготовил Виктор Сонькин, <vs@cityline.ru> Справедливая и необходимая война
Мы действуем в Косово вместе со своими союзниками, чтобы впервые использовать возможность защитить мир, неделимость и свободу Европы. Мы действуем там, чтобы воспротивиться самой важной из остающихся угроз на пути осуществления этой мечты: нестабильности на Балканах, которая подогревается жестокой кампанией этнических чисток.
Проблема не просто в этнической ненависти, даже не в этническом конфликте. Народы бывшей Югославии жили вместе веками, так или иначе конфликтуя друг с другом, однако дело не доходило до постоянной "зачистки" целых районов страны от населяющих их народов. Если бы дело обстояло так в прошлом, югославские нации были бы теперь однородными, а не бесконечно разнообразными.
Невыносимые условия, в которых оказался сейчас регион - это результат десятилетней кампании Слободана Милошевича по строительству великой Сербии; эта кампания обрекла на уничтожение целые народы по признаку их национальности и веры. Мы знаем теперь, что за жестокие методы применялись в этой борьбе. Пропаганда ненависти в средствах массовой информации. Убийства умеренных лидеров. Вооружение бандформирований и спланированные армейские акции по убийству и изгнанию людей. Разрушение культуры, наследия, самих следов существования жертв. Беженцы - это не побочный продукт инициированной им вооруженной борьбы; борьба призвана создавать потоки беженцев. Нас преследуют картины людей, изгнанных из своих домов, везущих стариков на тачках, рассказывающих об убитых родственниках.
Впервые мы увидели это в Хорватии и в Боснии. Сперва международное сообщество отреагировало сдержанным нейтралитетом, ставя знак равенства между жертвами и агрессорами; затем последовали дипломатические усилия и ввод в регион невооруженных миротворцев, у которых был мандат на защиту гражданского населения, но не было для этого средств. К моменту, когда в ситуацию вмешалось НАТО, количество жертв составило 250 тысяч человек, миллионы людей оказались согнаны с насиженных мест, многие не вернулись домой до сих пор. Впоследствии люди будут оглядываться на Косово и говорить, что на этот раз, поскольку мы действовали вовремя и с достаточной решимостью, больше жизней было сохранено, а все беженцы возвратились домой. Балканский конфликт, который начался десять лет назад в Косово, в Косово и закончится.
Мы не можем реагировать на подобные трагедии в любой точке земного шара, но когда этнический конфликт превращается в этническую чистку и мы можем на это повлиять, мы должны сделать такую попытку, и в Косово все именно так и есть. Если бы мы поколебались, разразилась бы моральная и стратегическая катастрофа. Косовары стали бы народом без родины, вынужденным жить в тяжелых условиях в беднейших европейских странах и обременять своим присутствием молодые демократические государства. Балканский конфликт продолжался бы до бесконечности, угрожая расширением войны и продолжением трений с Россией. Само НАТО было бы дискредитировано, если бы не смогло защитить те ценности, которые только и придают ему смысл. Те, кто говорит, что Косово слишком мало, чтобы быть столь важным, забывают об этих важных деталях.
Когда в начале 1998 года началось насилие в Косово, мы использовали все дипломатические возможности для решения проблемы. В октябре прошлого года мы убедили г-на Милошевича вывести часть войск из Косово и разрешить присутствие невооруженных международных сил. Это решение предлагают сейчас сторонники компромисса. Но прошлой осенью оно не сработало. Г-н Милошевич нарушил свое обещание, ввел в Косово дополнительные войска, пошел в наступление, которое планировал на протяжении месяцев. Когда это началось, нам пришлось действовать.
Стратегия г-на Милошевича заключалась в том, чтобы измотать нас и дождаться раскола в альянсе. Он ошибся. Вместо разногласий в Брюсселе мы видим растущие признаки разочарования в самом Белграде: сербские солдаты покидают армию, сербское население протестует против политики своего лидера, молодежь избегает мобилизации, видные сербские деятели призывают г-на Милошевича принять условия НАТО. Между тем, наши воздушные рейды уничтожили или повредили треть сербской бронетехники в Косово, половину артиллерии, большую часть оружейных заводов, всю нефтеперерабатывающую промышленность и нанесли колоссальный ущерб остальным секторам экономики. Хотя г-н Милошевич и выгнал из домов сотни тысяч косовских албанцев, он не уничтожил Армию освобождения Косово. Напротив, ее ряды растут, и она начала наступление против сербских сил, которые прячутся от авианалетов.
Теперь г-н Милошевич оказался один на один с неизбежностью продолжения авианалетов, стойкостью АОК и перспективой отвечать перед своим народом за втягивание страны в безнадежно проигрышный конфликт, который оборачивается военным поражением и экономическим крахом. Вопрос сейчас не в том, будет ли повернута против него начатая им этническая чистка, а в том, когда это произойдет и в каком масштабе он будет готов пожертвовать по ходу дела собственной армией.
Я не исключаю возможности других военных решений, но сейчас мы продолжаем нашу нынешнюю стратегию по трем причинам. Во-первых, и в-главных, она работает и принесет успех в деле выполнения основных условий НАТО: возвращение косоваров в свои дома, вывод сербских сил из Косово и размещение международных сил, обеспечивающих безопасность. В основе этих сил должны быть структуры НАТО, то есть командование, контроль и полномочия должны оставаться в руках НАТО; для стран, не входящих в альянс, должны быть разработаны особые принципы участия, как это делается в наших войсках в Боснии. Наша военная операция будет продолжаться до тех пор, пока эти условия не будут приняты, не потому что мы упрямы или своевольны, а потому что это - единственные условия, при которых беженцы смогут в безопасности вернуться домой, при которых у АОК будет хоть какой-нибудь стимул к разоружению - а это минимальные требования для любой резолюции, которая будет выполняться.
Во-вторых, эта стратегия пользуется широкой и глубокой поддержкой в альянсе и позволяет нам достичь наших целей. Ситуации в различных государствах, их культурные связи с Балканами и тактические соображения могут различаться, но единство наших целей и воля к победе не ставится под сомнение. Я много работал над тем, чтобы был достигнут нынешний консенсус; спустя 60 дней после начала авиаударов НАТО более сплочено по косовскому вопросу, чем в самом начале.
В-третьих, эта стратегия дает нам наилучшую возможность достичь своих целей таким образом, чтобы усилить, а не ослабить наш фундаментальный интерес в длительных, позитивных отношениях с Россией. Россия сейчас помогает Белграду разработать способ принятия наших условий. Российские войска должны участвовать в миротворческих силах в Косово, превращая источник напряжения в возможность сотрудничества, подобно нашим совместным усилиям в Боснии.
Наконец, мы должны помнить, что повернуть вспять процесс этнической чистки в Косово - еще не означает прекратить этнический конфликт на Балканах и установить долгосрочную стабильность. Европейский Союз и Соединенные Штаты должны сделать для юго-восточной Европы то, что мы сделали для Западной Европы после второй мировой войны и для центральной Европы после холодной войны. Свобода, уважение прав меньшинств и процветание - это мощные факторы прогресса. Они дают людям цели, они способствуют победе надежды над страхом, завтрашнего дня над вчерашним.
Мы можем сделать это, восстанавливая разваленную экономику, поощряя торговлю и инвестиции, помогая странам региона присоединиться к НАТО и к Европейскому Союзу.
Демократические страны региона уже идут по пути интеграции, продолжая реформы, принимая беженцев и поддерживая кампанию НАТО. Демократическая Сербия, которая уважает права своих народов и своих соседей, может и должна к ним присоединиться.
Если это произойдет, мы поможем вернуть ей ее законное место европейского государства на Балканах, а не балканизированного государства на периферии Европы.
Балканы не обречены на то, чтобы быть сердцем европейской тьмы, регионом, где бомбят мечети, мужчин и мальчиков убивают выстрелом в спину, молодых женщин насилуют, все следы общей и индивидуальной истории переписывают или стирают. Лидеры повели свои народы вниз по этой дорожке, лидеры должны вернуть их к лучшему завтра. Мы и наши союзники можем добиться осуществления этого - если мы продолжим натовскую кампанию и будем последовательно проводить стратегию, при которой силы, объединяющие юго-восточную Европу, окажутся сильнее, чем силы, которые раздирают ее на части.
Уильям Джефферсон Клинтон - 42-й Президент
Оригинал статьи
|