[24.03.1999, 18:20:29]
Роджер Бойс и Эске Райт, The Times, перевод А.Андреева ОАК: Косовских повстанцев финансирует наркомафия
Армия освобождения Косово (ОАК), которая заручилась поддержкой Запада в борьбе против превосходящих сил сербов, является на деле марксистской организацией, финансируемой из сомнительных источников, включая наркомафию. В таком мнении сходятся высокопоставленные представители правоохранительных органов Европы. В ходе расследования, проведенного газетой Times, было установлено, что правоохранительные органы трех стран Западной Европы, а также Европол (организация всеевропейской полиции) отдельно друг от друга завели дела по фактам, свидетельствующим, что стремительное превращение ОАК из малоизвестной группы в сильную военную организацию стало возможно благодаря доходам от торговли наркотиками.
Подобное финансирование косовских партизан поднимает серьезные вопросы и заставляет усомниться в "этичности" политики иностранных государств в отношении Косово. Должен ли Запад помогать партизанской армии, которая, по всей видимости, частично финансируется организованной преступностью? Не может ли получиться так, что финансовые нужды ОАК способствуют процветанию наркоторговли в Европе?
Армия освобождения Косово является существенным компонентом в косовском урегулировании; без нее вообще не было бы никакой организации, которая могла бы серьезно противопоставить себя официальному правительству Белграда на переговорах. Что касается противопоставления в военном отношении, эта организация, конечно, никоим образом не может тягаться с силами сербов. Тем не менее, ОАК за удивительно короткий промежуток времени превратилась из абстрактной идеи в очень подвижную и заметную группировку, которая нередко достигала успеха.
Считается, что значительная часть финансирования ОАК поступает из легальных источников - это деньги, собранные Косовским народным движением, которое представляет собой политический орган косовского сопротивления. Около 500 тысяч косовских албанцев, живущих в Западной Европе, посылали деньги на родину для оказания медицинской помощи родственникам. Есть мнение, что часть этих денег была тайно потрачена на вооружение ОАК. Но кроме денег, взятых из пожертвований эмигрантов, часть финансирования ОАК, как полагают, поступает от продажи наркотиков.
Подозрительное финансирование ОАК расследуют, в частности, в Швеции. "На основании данных наших спецслужб мы верим, что связь между деньгами наркомафии и Армией освобождения Косово существует", - заявил Вальтер Кеге, глава отделения по борьбе с наркомафией в спецслужбе шведской полиции. Дополнительные свидетельства по этому делу Швеция получала и от других стран. "У нас пока нет явных свидетельств, но наш опыт говорит, что каналы, по которым осуществляется торговля сильными наркотиками, используются также и для торговли оружием", - говорит один из офицеров швейцарской полиции.
Представитель Министерства внутренних дел Баварии сообщил газете Times о недавней встрече около 200 косовцев на юге Германии: "К концу встречи они собрали 100 тысяч немецких марок (около 40 тысяч долларов США)". Это слишком большая сумма для рядовых косовцев, и такое несоответствие подтверждает предположение, что нарочито "законные" акции по сбору средств используются для отмывания "грязных денег".
В докладе одной западной спецслужбы, который цитирует газета Berliner Zeitung, говорится, что
с начала военных действий косовских партизан они получили 900 миллионов немецких марок и половина этой суммы - деньги от нелегальной продажи наркотиков. В частности, немцы расследуют связь между деньгами косовских партизан, наркотиками и Албанией. Есть подозрение, что косовские албанцы, живущие в Германии и Швейцарии, снимают сливки с торговли героином в этих странах, а затем финансируют этими деньгами Армию освобождения Косово. Албания, играющая решающую роль в переправке денег косовским повстанцам, является также ведущим валом в машине европейского наркобизнеза. В докладе спецслужбы, подготовленном для германского Федерального агентства по борьбе с преступностью, сообщается: "Этнические албанцы сейчас образуют наиболее существенную группу распространителей героина в западных странах".
Европол, базирующийся в Гааге, в настоящее время готовит специальный отчет для европейских министров юстиции и внутренних дел. Отчет будет посвящен связи между Армией освобождения Косово и албанской наркомафией.
Полиция Чехии недавно выследила косовского албанца-наркоторговца по имени Добоши, который сбежал из тюрьмы в Норвегии, где он отбывал 12-летнее заключение за торговлю героином. В ходе обыска в квартире, где жил Добоши, были найдены документы, свидетельствующие о том, что наркоторговец покупал оружие для ОАК.
Источники в немецкой полиции выдвигают свои подозрения на основе еще более очевидных соображений: неожиданное усиление могущества албанцев в героиновом бизнесе в Швейцарии, Германии и Скандинавии совпадает со столь же неожиданным превращением Армии освобождения Косово из банды оборванных крестьян, какой она была два года назад, в тридцатитысячную военную группировку, оснащенную гранатометами, противотанковыми ружьями и автоматами АК47.
Оригинал статьи в британской The Times
|