[23.08.1999, 18:02:44]
Майкл Р. Гордон, "Нью-Йорк Таймс", США, подготовил Виктор Сонькин, <vs@cityline.ru> Развал правоцентристской коалиции в России
Вряд ли можно придумать более яркий пример того, как трудно русским политикам-либералам работать вместе. Вчера распался новый центральный избирательный блок Сергея Степашина.
В субботу Степашин, уволенный в нынешнем месяце с поста премьер-министра Президентом Ельциным, должен был объявить о том, что он возглавит новый альянс. Это была попытка занять политический центр, объединив либеральных реформаторов вроде Сергея Кириенко под одним знаменем с тяжеловесами вроде Виктора Черномырдина (оба - также бывшие премьер-министры).
Вместо этого Степашин удивил страну, довольно горько заметив, что ему не удалось объединить разные группировки. Позже каждая из групп сообщила, что они все пойдут своим путем и сформируют отдельные коалиции.
47-летний Степашин заметил, что невозможно объединить необъединяемых людей, и что личные амбиции вовлеченных в дело слишком велики.
Вместо того чтобы выступить знаменосцем центристской альтернативы Евгению Примакову, загадочному бывшему премеьру, который уверенно занимает первую строку в опросах общественного мнения, Степашин, похоже, решил баллотироваться в Думу по одномандатному округу Санкт-Петербурга.
Россия входит в политический сезон поспешно создаваемых альянсов и кулуарных договоренностей. Впереди нас ждут многчисленные новые примеры политического маневрирования. Однако непосредственный эффект неудачи Степашина - это тот факт, что Примаков уже сейчас становится фаворитом президентской гонки 2000 года.
У Примакова случилось субботним вечером еще одно приятное событие: его партнер по коалиции и бывший соперник, Юрий Лужков, энергичный мэр Москвы, намекнул, что он даст Примакову возглавить партийный список. До сих пор было неясно, кто из них двоих встанет во главе команды.
Цель примаковско-лужковской коалиции - завоевать доминирующую позицию в парламенте на выборах, назначенных на декабрь, и использовать эти достижения как трамплин для прыжка в президентское кресло.
Явно примериваясь к главному призу - Кремлю - Лужков в субботу совершил выпад против Ельцина и реформаторов экономки, сказав, что страну грабят с беспрецедентным размахом и цинизмом.
Еще в пятницу вечером российские СМИ передавали, что коалиция во главе со Степашиным вот-вот проклюнется. Ключевым элементом нового альянса, считали журналисты, будет движение Черномырдина "Наш дом Россия".
Однако в субботу помощники Черномырдина выяснили, что коалиция начинает разваливаться, поскольку Черномырдин отказался включить в нее партию "Демократический выбор России" Егора Гайдара, еще одного бывшего премьера, который сыграл важную роль в строительстве капитализма, либерализовав цены после распада Советского Союза.
Еще одним ударом стал отказ Черномырдина позволить Кириенко, потенциальному члену блока, войти в тройку лидеров альянса (фамилии трех первых лиц избирательного объединения указываются на бюллетенях для голосования).
В субботу Черномырдин все еще надеялся сформировать какой-то центристский блок во главе со Степашиным. Однако Степашин сообщил, что он не заинтересован в этом.
После распада коалиции политики демократическо-капитилистической ориентации, отвергнутые Черномырдиным, сообщили, что они сформируют собственную коалицию.
Анатолий Чубайс, член партии Гайдара, бывший руководитель приватизационной программы, сообщил вечером в субботу о формировании коалиции, в которую войдут Кириенко и другие реформаторы, включая движение под названием "Правое дело". Он назвал требования Черномырдина попыткой "политического истеблишмента" навязать свою волю реформаторам.
Точный состав и тактика альянса будут выясняться в течение ближайших недель. Но решение объединиться особенно важно вследствие правил, установленных для парламентских выборов.
Чтобы завоевать место в парламенте, партия должна получить не меньше пяти процентов голосов избирателей. Партия Гайдара не смогла преодолеть этот барьер на выборах 1996 года, и в этом году у нее мало шансов.
Движение "Правое дело" и кириенковская "Новая сила" столкнутся с теми же проблемами.
В субботу днем Черномырдин, которому с точки зрения популярности и рейтинга тоже нечем похвастаться, намекнул, что он может попытаться войти в коалицию с Кириенко, которому он, впрочем, явно отводил эпизодическую роль.
Черномырдин сказал, что не следует создавать союзов-однодневок (имея в виду усилия Степашина), которые все равно скоро развалятся.
Однако поскольку Кириенко решил присоединиться к реформаторам, похоже, Черномырдину будет не так легко создать новый блок, как он ожидал.
Оригинал статьи
|