[18.06.1999, 19:18:03]
Лоренс К. Альтман, "Нью-Йорк Таймс" (США), подготовил Виктор Сонькин, <vs@cityline.ru> Ключ к загадке интеллекта скрыт в извилинах мозга Эйнштейна
Разделенный на части, проведший в склянках с формалином 40 с лишком лет, мозг Альберта Эйнштейна, возможно, внесет еще один важный вклад в науку.
Канадские ученые, которые изучали главный орган великого теоретика, утверждают, что они нашли кое-что такое, что может объяснить гениальность Эйнштейна - а также некоторые общие принципы работы мозга.
Они утверждают, что важная область мозга Эйнштейна - та область, которая отвечает за обработку математической мысли, трехмерную визуализацию, пространственные отношения и другие умственные процессы - была существенно обширнее, чем та же область у людей с нормальным интеллектом.
Эта область - так называемая нижняя теменная доля - расположена над ухом, начинается во фронтальной области мозга и простирается на две трети его длины по направлению к затылку.
Эйнштейн при жизни интересовался исследованиями мозговой деятельности, и как минимум одна его биография утверждает, что он надеялся на то, что его мозг после смерти будут внимательно изучать. Однако он никак не мог представить себе, что же с ним в результате произойдет.
Когда в 1955 году Эйнштейн умер в Принстоне, штат Нью-Джерси, патологоанатом, проводивший вскрытие, удалил мозг и оставил его себе, когда уехал из Принстона. По нескольким свидетельствам, патологоанатом, доктор Томас Харви, хранил мозг в банке, которая одно время располагалась в картонном ящике для яблочного сидра, за холодильником для пива. Все это хозяйство жило в офисе д-ра Харви в канзасском городке Лоренс.
Д-р Харви получил от правонаследников Эйнштейна и от его сына, Ханса Альберта, разрешение на проведение исследований мозга.
Для этого он тщательно сфотографировал и обмерил мозг, а затем разрезал его на 240 кусочков различного размера для дальнейшего изучения, однако не опубликовал никаких результатов своих трудов.
Он раздал несколько частей мозга нескольким ученым, из которых двое сообщили впоследствии, что у Эйнштейна были в необычно сильной степени развиты определенного рода клетки - олигодендролии - которые поддерживают нейронную сеть мозга. Наши корреспонденты не смогли вчера выйти на контакт с доктором Харви.
В 1996 году в университет Макмастера в городе Гамильтон (провинция Онтарио, Канада) пришел факс, содержавший одно-единственное предложение: хотите изучать мозг Эйнштейна? Доктор Сандра Ф. Уайтелсон, руководитель нейрологической группы, даже не знала, кто такой этот доктор Харви.
Когда она выяснила, в чем дело, она охотно согласилась. В результате возник исследовательский проект, объединяющий метод, похожий на френологию, с новейшими нейрологическими достижениями. Команда д-ра Уайтелсон пользовалась обширной университетской коллекцией образцов нормального мозга. Эти образцы позволили исследователям выяснить, какие черты мозга Эйнштейна заурядны, а какие необычны.
Завтра отчет ученых появится в медицинском журнале "Ланцет".
Остается неясным, могут ли необычные физические характеристики мозга Эйнштейна объяснить его феноменальный успех на поприще теоретической физики. На протяжении многих лет ученые нередко выдвигали теории о том, что то или иное свойство головного мозга связано с умственными способностями; и каждый раз эти теории оказывались неверны.
Тем не менее, у канадских исследователей есть прочная уверенность в надежности своей аргументации.
Нижняя теменная доля Эйнштейна была на 15 процентов шире нормальной, поскольку извилина, которая обычно проходит через теменную часть мозга, пошла по необычной траектории. Эта находка не имеет аналогов среди других изученных мозгов, говорит д-р Уайтелсон, и вследствие такой конфигурации большее количество мозговых клеток, или нейронов, могли устанавливать связи друг с другом и работать с большей легкостью.
Похоже, что д-р Харви выбрал исследователей из Макмастерского университета, прочитав отчет д-ра Уайтелсон об исследовании банка мозгов, который она начала в 1982 г. под эгидой Национального института здравоохранения США. Банк содержит мозги, завещанные более чем сотней добровольцев, которые прошли тесты на словесные, математические способности, коэффициент интеллекта и другие функции. Цель исследования, по словам д-ра Уайтелсон - связать воедино структуру и функционирование нормального мозга.
Кстати, сама исследовательница стала заниматься нейроанатомией, уже имея диплом доктора психологии.
В Северной Америке и Европе существует не меньше 35 банков мозгов. Большинство из них собирает мозговые ткани людей с нейрологическими и психическими расстройствами. Банк Макмастерского университета - видимо, крупнейшее собрание мозгов нормальных людей.
Так что предложение д-ра Харви дало исследователям уникальный шанс заняться уникальным мозгом. Д-р Уайтелсон отдавала себе отчет, что работа может привести в тупик. Но, по ее словам, "если между структурой и функцией есть зависимость, ее может быть легче проследить на выдающемся примере".
Ученые давно занимались посмертным исследованием мозгов великих людей, но эта работа тормозилась несколькими факторами. Такие исследования ограничивались мозгом одного человека, и мозги других людей с другим уровнем интеллекта не были доступны для сравнения. Кроме того, у ученых не хватало теории о взаимоотношении структуры мозга и психологических функций - теории, которую можно было бы проверить в таких случаях.
При изучении мозга Эйнштейна д-р Уайтелсон основывалась на находках других ученых, связавших размеры отдельных областей мозга с некоторыми познавательными способностями. Такие исследования показывают, что различия в выполнении некоторых познавательных функций у разных людей могут частично объясняться физическими различиями тех областей мозга, которые отвечают за эти функции.
Уайтелсон рассудила, что если найдется какое-то существенное отличие, скорее всего, оно будет расположено в области теменных долей. Однако изучение не ограничивалось только этой областью.
Д-р Уайтелсон также начала изучать фотографии и измерения, проведенные доктором Харви над мозгом Эйнштейна с разных углов. Д-р Харви также привез в лабораторию Уайтелсон около 50 мелких кусочков мозга Эйнштейна - около пятой части целого мозга - чтобы она смогла изучать его под микроскопом.
Затем д-р Уайтелосн сравнила размеры мозга Эйнштейна с размерами мозга 35 мужчин и 56 женщин (канадцев и канадок). Их средний коэффициент интеллекта составлял 115, немного выше среднего. Среди них были певцы, архитекторы и представители рабочих профессий.
Д-р Уайтелсон не смогла найти никаких энцефалограмм Эйнштейна, а также никаких свидельств того, что он когда-либо проходил психологическое тестирование.
Мозг Эйнштейна сравнивался с мозгами людей, которые умерли в среднем в возрасте 60 лет, а Эйнштейн дожил до 76. Поэтому ученые дополнительно сравнили свои данные по контрольной группе из восьми старейших участников посмертного эксперимента (средний возраст смерти - 70 лет). Помимо аномалии в теменной доли Эйнштейна, разницы не обнаружили.
Вес и объем мозга Эйнштейна были в предалах нормы, в том числе по сравнению с материалами ранее опубликованных исследований.
"Это ясно показывает, что не нужно обладать большим мозгом, чтобы быть гением", - говорит д-р Уайтелсон.
Однако исследовательнице удалось найти две аномалии в теменных долях.
Одна из них - количественная. Теменные доли Эйнштейна были примерно на 15 процентов шире с каждой стороны. Статистическая проверка показала, что эта разница является релевантной (значимой).
Вторая аномалия, по словам д-ра Уайтелсон, оказалась уникальной. Извилина sulcus lateralis практически отсутствовала. "Нижняя теменная область не была отделена этой глубокой извилиной от остального мозга - так, как она отделена в любом другом мозге, который мы видели и в любом анатомическом атласе", - говорит д-р Уайтелсон.
Некоторые области мозга Эйнштейна, например, его височные доли и размеры по вертикали, были несколько меньше среднего.
Латеральная извилина (извилина Сильвиуса) - это одна из важнейших отличительных черт мозга; она хорошо заметна уже в мозгу новорожденного. Поэтому д-р Уайтелсон и ее команда считают, что аномалия существовала с самого рождения и не была вызвана воздействием среды.
Д-р Уайтелсон говорит, что эта теория подтверждается хорошо известной историей о том, что мать Эйнштейна беспокоилась за умственное развитие сына: при рождении его голова была слишком крупной и деформированной, а речевые навыки развивались с трудом. Эйншейн не говорил до трех лет, и впоследствии составлял предложения с известным трудом.
"Мы не знаем, было ли это генетически обусловлено, но если бы мне пришлось угадывать, я бы предположила именно это", - говорит Уайтелсон.
Д-р Уайтелсон говорит, что боязнь внимания со стороны средств массовой информации удерживала ее от обсуждения находок даже с другими учеными, получившими некоторое количество кусочков эйнштейновского мозга от д-ра Харви для изучения его под микроскопом. Вчера д-р Уайтелсон пожаловалась, что не справляется с лавиной звонков от газетчиков и репортеров.
Д-р Уайтелсон еще не знает, какими исследованиями мозга Эйнштейна она займется в будущем. Она надеется, что она и другие ученые смогут использовать современные технологии - томографию, рентген, ядерно-магнитный резонанс - для определения того, как часто сходные аномалии мозга могут встречаться у людей с выдающимися интеллектуальными способностями.
Оригинал статьи
|