[16.07.1999, 17:56:48]
Дин Э. Мерфи, "Лос-Анжелес Таймс" (США), подготовил Виктор Сонькин, <vs@cityline.ru> Ты записался в девственники?
Весселтон, Южная Африка. - Для мальчиков: проволока протянута на высоте трех футов над землей. Им предписано снять трусы и без помощи рук помочиться над проволокой. Для девочек на полу глиняной хижины расстелена циновка. Им предписано раздеться, раздвинуть ноги и подвергнуться инспекции проверяющей женщины.
"Мы проводим тесты каждый месяц, - говорит преподобный Йоаннес Мабасо, основатель и пастор Единой Церкви Бога в бедной сельской общине в 120 милях к востоку от Йоханнесбурга. - Нельзя больше ждать, никогда не знаешь, что может случиться".
Известно, что может случиться - половой акт. Мабасо стремится всеми силами предотвратить эту трагедию. Мальчики, сумевшие не замочить проволоку и девочки с нетронутыми плевами считаются девственниками/девственницами - их приветствуют традиционными зулускими песнями и танцами, им вручают сертификаты девственности. В это свежее воскресное утро девственных набралось 38 человек.
"Аллилуйя чистоте!" - кричала толпа гологрудых девушек в расшитых бисером юбках, когда инспекторы целовали в щечку последнего экзаменуемого.
Мальчики и девочки из Весселтона - часть все увеличивающейся группы молодых людей в Южной Африке, который попали в поток возрождающегося зулуского обряда проверки на девственность. Эта церемония пропагандируется как дедовское средство от страшных зол, раздирающих страну, в первую очередь от растущей эпидемии СПИДа.
В центре внимания - подростки, но проверяют и детей начиная с четырехмесячного возраста, чтобы узнать, не было ли домашнего насилия; женщины за 50 тоже проходят инспекцию, чтобы продемонстрировать растущий социальный престиж девственности.
"Сейчас не время спать с мальчиками, - говорит 17-летняя Кэрол Мпофу, одна из сертифицированных девственниц из Весселтона. - Мы изолировались от девочек, которые спят с мальчиками. Они нам не подруги".
Многие врачи и активисты движения за гражданские права серьезно сомневаются в благотворности возвращения к старинному обряду. "Мы пытаемся научить детей, что их тело - это их тело, а потом присылаем их к женщине, которая, в сущности, вторгается в их тело, - говорит Фути Зикалала, член Комиссии по половым вопросам провинции Квазулу-Наталь, центра зулуской нации. - Я, конечно, прекрасно вижу все негативные стороны колониализма, но с этой традицией в любом случае следовало покончить".
Зикалала не пустила свою семилетнюю дочку к инспекторам. "Это полная безграмотность с точки зрения прав человека, - объясняет она. - Эти молодые люди - будущие лидеры нашей страны, но у них нет никакого опыта борьбы за собственное право на частную жизнь".
В некоторых случаях последствия обряда бывают откровенно трагичными. 15-летнюю девочку изнасиловали через неделю после того, как ее официально объявили девственной. Вскоре выяснилось, что насильник заразил ее вирусом ВИЧ. В среде многих южноафриканских народов бытует поверье, что секс с девственницей может излечить от многих смертельных болезней, в том числе и от СПИДа; в результате девственницы, многие из которых ставят себе на лоб цветные точки в знак своей чистоты, становятся ходячей приманкой для насильников и негодяев.
Филисиве Хлатшвайо, 25-летняя учительница, пришла в ужас, когда о ее девственности сообщило местное телевидение. Теперь она с опаской ходит даже в зеленную лавку - повсюду на нее бросают жадные взгляды. Она советует своим ученикам не распространяться о прохождении теста и его результатах.
Голоса немногих скептиков тонут в общем хоре энтузиазма по поводу возрожденной традиции. "Речь не только о тестировании. Мы этим способом сообщаем детям нечто очень важное", - говорит Гленроуз Мпофу, женщина-инспектор, проверяющая в числе прочих девочек и свою дочь.
Самая популярная и активная инспекторша, Андиле Гумеде, провела уже около 65 тысяч проверок. Она и положила начало традиции в 1993 году, после того, как увидела во сне свою бабушку и других пожилых женщин. Они предупредили ее о приходе страшной болезни, которая будет поражать в основном женщин, и велели возродить старый обычай.
В зулусской традиции невеста-девственница стоила дороже; за нее полагался выкуп (калым) в 11 коров, а за недевственную невесту - 10.
Методики тестирования подвергаются критике как со стороны защитников прав человека, так и со стороны медиков. Многие врачи считают, что визуальная инспекция девственной плевы не является стопроцентной гарантией определения наличия или отсутствия половых контактов. Методика тестирования мальчиков и вовсе не выдерживает никакой критики, это признает даже Гумеде.
Сифо Малинга, профессиональный боксер и колдун, который ввел в обиход практику тестирования мальчиков, говорит: "Те, кто говорит, что мальчиков проверять невозможно - говорят так от невежества. Можно быть ученым и не знать многих простых вещей. Эти сведения передали нам предки из глубины тысячелетий".
Малинга и другие защитники тестирования мальчиков считают, что зулусы известны во всей Африке как яростные воины благодаря их сексуальному воздержанию.
Преподобный Мабасо - по основной профессии водопроводчик - подобно многим другим сторонникам проверок на девственность, выступает против использования презервативов, поскольку они подталкивают молодежь к беспорядочным половым связям. На недавнем праздновании в честь девственников церковные служащие выкрикивали лозунги, и юные девственники подтягивали в ответ: "Да здравствует мораль и девственность!" - "Долой презервативы!" - "Долой добрачный секс!"
Оригинал статьи
|