[15.07.1999, 16:53:59]
Билл Пауэлл, Евгения Альбац, Newsweek. Подготовил Виктор Сонькин, <vs@cityline.ru> Российские СМИ: факты и тайны
В посткоммунистической России Бориса Ельцина на продажу идет все, и самый ходкий товар - влияние. Российских сверхолигарх Борис Березовский всегда знал это лучше других. Сейчас, когда до новых президентских выборов остался всего год, он стремится к тому, чтобы его влияние не закончилось с закатом ельцинской эры. "Давайте не будем лицемерить, - сказал он в газетном интервью 11 июня. - Информация - это политика; а политика - значительная часть сегодняшней российской действительности".
В течение следующих трех дней в действительности произошли изменения. Лучший и самый влиятельный в стране издательский дом "Коммерсант" - чья заглавная ежедневная газета входит в круг обязательного чтения российской элиты - перешел из одних рук в другие. Сейчас в Москве все задаются вопросом: кто его купил? Ответы противоречивы. Тот, кто контролирует российские СМИ, сможет повлиять на исход декабрьских парламентских выборов и президентской гонки следующего года.
В незрелой политической культуре России почти каждый общественный институт дискредитирован, но пресса до сих пор пользуется известным доверием общества. Опросы показывают, что прессе доверяют гораздо больше, чем президенту, правительству, даже чем православной церкви. Так называемые "олигархи" ожесточенно сражаются за контроль над СМИ. Некоторые беззастенчиво использовали "свои" газеты и каналы для очернения противников и усиления собственного политического влияния. Усиливающаяся концентрация СМИ сделала из "Коммерсанта", с его отличной газетой и журналами для богатых, лакомый кусочек.
Главным достоинством издательского дома была его независимость. До продажи в июне - о которой официально объявили на прошлой неделе - им не владело ни федеральное правительство, которое и по сей день остается крупнейшим собственником в области СМИ, ни какой-нибудь олигарх. Основателем издательства был Владимир Яковлев, 40-летний практикующий буддист, который в прошлом году уехал из Москвы в Лос-Анджелес. Он оставил руководство газетой талантливому редактору Рафу Шакирову, и газета продолжала процветать. Русский гибрид "Уолл-Стрит Джорнал" и "Нью-Йорк Таймс" был рассчитан на нарождающийся класс профессионалов и описывал состояние дел в ельцинской России с небывалой энергией и талантом.
Экономический крах прошлого года поставил независимость "Коммерсанта" под удар. Яковлев и компания оказались в ситуации жесткого экономического давления. Яковлев готовился продать издательство, и этот факт спровоцировал ожесточенную, в конечном счете сюрреалистическую борьбу за обладание "Коммерсантом". Ожесточенную - потому что получить газету в свои руки хотели все - от Березовского до Чубайса и Лужкова. Сюрреалистическую - потому что в конечном итоге победителями были объявлены два молодых инвестора иранского происхождения, с британским образованием; они возглавляют никому не известную фирму по управлению фондами; фирма называется American Capital (США). 27-летний Киа Джурабчан и Реза Ирани-Кермани (31 год) сказали на прошлой неделе, что их фонд, зарегистрированный в оффшорной зоне Британских Виргинских островов, получил 85 процентов акций престижного, но беднеющего "Коммерсанта".
Возможно ли это - чтобы накануне выборного сезона два неизвестных чужака отхватили один из самых мощных политико-экономических рычагов Москвы? Если да - как им это удалось? Высокопоставленные источники в деловых и журналистских кругах Москвы уверяют, что это не так, что American Capital - это лишь ширма для Березовского. "Кого ни назови владельцем, у него будет лицо Бориса Березовского", - говорит Леонид Милославский, бывший генеральный директор издательского дома "Коммерсант", до сделки - держатель третьего по величине пакета акций компании. Источники Newsweek считают, что сохранить истинную природу сделки в тайне хотел Яковлев, а не Березовский, потому что его бывшие коллеги по "Коммерсанту" почувствуют себя преданными, если узнают, что бывший босс запродал их олигарху с сомнительной репутацией. Многие уже беспокоятся о том, что фирма American Capital не оставила после себя никаких следов; компания не фигурирует буквально ни в одной базе данных или пресс-архиве; данные показывают, что ее зарегистрировали в Нью-Йорке только 27-го мая, как раз когда один из эмиссаров Березовского пытался заключить сделку с Яковлевым.
На прошлой неделе Березовский признался, что он купил у Милославского его 15 процентов акций компании. Он сказал, что хочет участвовать в работе совета директоров "Коммерсанта", но в интервью Newsweek отрекся от связей с American Capital: "Я понятия не имею, кто за ними стоит". Двое молодых инвесторов поддержали его: "Мы никого не прикрываем", - сказал Джурабчан.
Березовский был одним из самых влиятельных медиа-баронов и до коммерсантовской сделки. (Другой медиа-олигарх, Владимир Гусинский, публикует журнал "Итоги" в сотрудничестве с Newsweek). У Березовского большая доля акций в ОРТ, самом популярном общенациональном телеканале, а также другая собственность, включая московскую ежедневную газету. Сейчас он покупает третью по величине телесеть страны. Добавив в свой коктейль "Коммерсант" - даже 15 процентов - он станет самым крупным частным владельцем СМИ в России.
Яковлев, не ответивший на шесть телефонных звонков Newsweek, сказал в интервью "Коммерсанту", что он просто заключил сделку с American Capital, компанией, у которой нет никаких связей ни с Березовским, ни с кем-либо еще. Он выбрал American Capital, сказал он, потому что он хотел, чтобы акции "Коммерсанта" исчезли "с рынка политического влияния". Ну и как, исчезли? Меньше месяца назад на экономическом форуме в Зальцбурге Березовский, говорят, открыто хвастался, что теперь он контролирует "Коммерсант". Об этом сообщили несколько источников - российских и западных. Если в течение грядущих месяцев "Коммерсант" сохранит свое редакционное единство, споры о том, кто контролирует его, могут постепенно утихнуть.
Приложение. Смесь фактов и мнений.
Новостные российские СМИ - это смесь правительственного контроля в советском духе и свободного предпринимательства без берегов. Основные игроки:
ОРТ: единственная телесеть, которая может проникнуть в каждую российскую деревню. Правительство владеет 51 процентом, Борис Березовский - остальным. Критики считают, что ОРТ стало рупором Березовского.
Аргументы и факты: независимый еженедельный таблоид, принадлежащий в основном сотрудникам. Самая тиражная национальная газета (около 3 млн.). Московская элита ее чурается, но простые читатели любят смесь новостей, секса и сплетен.
НТВ: первый неправительственный телеканал. Принадлежит группе МОСТ-медиа, телекоммуникационной империи олигарха Владимира Гусинского (МОСТ публикует вместе с Newsweek журнал "Итоги"). Считается в стране самым профессиональным телеканалом. Михаил Осокин и Татьяна Миткова, ведущие вечерних теленовостей - знаменитости национального масштаба, их фотографии вывешены на веб-сайте НТВ.
Эхо Москвы: популярная общенациональная радиостанция, принадлежащая группе МОСТ. Новости, политические комментарии, немного музыки.
Известия: в прежние времена это была ежедневная правительственная газета. Теперь принадлежит прогорающему банку; ее влияние уменьшается.
Оригинал статьи
|