[12.04.1999, 23:10:06]
Майкл Уайнс, New York Times подготовил Виктор Сонькин, <vs@cityline.ru> В России снова не любят американцев
Натовские бомбардировки в Югославии то ли освободят косовских албанцев, то ли нет, но за тысячи миль от Косова они уже произвели освобождающий эффект. После восьми тяжких лет в России снова приемлемо, и даже модно, не любить американцев.
Русские воспылали ненавистью так быстро и так неожиданно, что некоторые эксперты беспокоятся, как бы это чувство не стало основным в их отношении к США.
Антиамериканизм не охватил всех. Однако в космополитичной российской столице в течение трех недель натовских бомбардировок смена атмосферы была быстра и ощутима. Например, ничего удивительного, если над американцем будут издеваться на улице.
Крупная московская газета "Комсомольская правда" на этой неделе опубликовала материал на целую полосу с огромным кричащим заголовком - "Вот как мы сбиваем американцев! Югославские летчики делятся своим первым боевым опытом".
Всероссийский центр по изучению общественного мнения в общенациональном опросе 1600 россиян выяснил, что в марте только 39 процентов респондентов испытывают положительные чувства к Соединенным Штатам по сравнению с 67 процентами три месяца назад. Доля русских, которые относятся к Америке "плохо" или "в основном плохо", возросла более чем вдвое - с 23 до 49 процентов.
Андрей Пионтовский, известный политический эксперт, говорит, что российская политическая элита с коммунистической выучкой всегда недолюбливала Соединенные Штаты. Однако до сих пор это презрение никогда не переходило в широкие массы.
"Антиамериканизм может развиться в русскую национальную идею, которую мы так искали", - говорит он.
Многие захотят с этим поспорить. Как и у многих других стран мира, у России с США отношения составляют смесь любви и ненависти: зависть к богатству и могуществу плюс впитывание товаров и культуры. Однако нет сомнения в том, что антиамериканские чувства сейчас ведут за собой российскую политику, как внешнюю, так и внутреннюю.
Подъем антиамериканских настроений поставил в крайне щекотливое положение одного из сравнительно надежных русских союзников США, Президента Бориса Н. Ельцина. Он загонит страну в неизбежную экономическую катастрофу, если не сможет выбить очередной многомиллиардный кредит у Международного Валютного Фонда, которым управляет Запад. Однако на этой неделе ему грозит импичмент в прокоммунистическом парламенте, который встал во главе антиамериканской кампании.
Поэтому весь месяц Ельцин метался из сторны в сторону, намекая коммунистам, что ему нравится идея политического союза с Югославией и отрицая это в других кругах; на публике он упоминал о нацеливании ядерных ракет на Вашингтон, а в частных беседах отрицал, что этот вопрос вообще обсуждался.
Ельцинское правительство так жестко критиковало Вашингтон, что и министр обороны, и министр иностранных дел, согласно шутке Валентина В. Чикина, редактора коммунистической газеты "Советская Россия", выглядели как клоны лидеров компартии.
Антиамериканские настроения в связи с Югославией вызвали у американцев объяснимое недоумение. Русские и сербы объединены общей восточно-православной религиозной традицией, однако у Югославии нет общей границей с Россией; во времена советской империи она вовсе не была надежным союзником Москвы; а ее нынешний президент, Слободан Милошевич - не тот лидер, которого захочет поддерживать любое здравомыслящее иностранное правительство.
Однако для русских бомбардировки Югославии представляются в ином, причем более мрачном свете. Для большинства их них кампания НАТО - это последний и самый циничный пример утирания носа России и утверждения ее второразрядного статуса.
Верно это или нет, но российские иллюзии по поводу демократии и американского характера уже рассыпались в прах в ходе катастрофического знакомства страны с капитализмом, считает Сергей М. Рогов, руководитель Института США и Канады РАН.
Многие русские считали, что Соединенные Штаты потратят миллиарды долларов в стиле Плана Маршалла, чтобы облегчить переход России от коммунизма к рыночному капитализму, говорит он. Деньги не появились, и русские сочли себя обманутыми.
"В результате, - говорит он, - возникло убеждение, что Соединенные Штаты делают это намеренно - пытаясь подорвать могущество Росии как экономического и политического конкурента".
Американская военная политика лишь укрепила подозрения среднестатистического русского.
"Русские считали, что мы закончили холодную войну и стали вести себя благородно, распуская Варшавский договор, выводя войска, сокращая вооружения, - говорит Рогов. - В свете этого само сохранение НАТО выглядело странно. А уж когда НАТО стало расширяться, захватывая в свою сферу бывших советских клиентов, это было расценено как символ западного недоверия к России, и даже каких-то враждебных намерений".
Натовская интервенция в Югославии, вдобавок к американо-британским бомбардировкам Ирака, усилила страхи русских. Им кажется сейчас, что советские пропагандисты, возможно, не так уж неправы - американцы действительно хотят навязать свою волю всему миру, при необходимости силой.
Такое разочарование могло бы пройти легче, если бы отношения США и России были прочны. Рогов же говорит, что эти отношения - в глубоком кризисе. Несогласие затрагивает все сферы деятельности, от экономики до военных и стратегических задач.
Вячеслав Никонов, руководитель исследовательского института "Политика", согласен с этим мнением.
"Я не думаю, что это может воздействовать на отношения между двумя странами, потому что никаких отношений нет, - сказал он. - Кроме дел с МВФ, никаких вопросов на повестке дня не стоит".
Простые русские относятся к событиям в Югославии более непосредственно.
"Это то же самое, что хотела сделать Россия в Чечне, - сказал коренастый 39-летний шофер (ныне безработный) Игорь на Пушкинской площади в Москве. - Сначала Югославия, потом мы, вот что я думаю".
"Они никогда не хотели нам помочь, - добавил он. - Политики никогда не говорят правды. Они говорят всякие правильные слова, а посмотрите, что делают".
С этими словами он последовал за толпой в кинотеатр на Пушкинской площади, чтобы попасть на московскую премьеру нового фильма - голливудского фантастического боевика "Затерянные в космосе".
Оригинал статьи
|