[12.03.1999, 17:49:53]
Newsweek International Кровь и слезы
Князю Николаю Романовичу Романову 76 лет. Он живет в Швейцарии. Он - старший сын одного из прямых потомков царя Николая I (1796-1855). Вот что рассказал кн. Романов корреспонденту журнала "Ньюсуик" о судьбе и наследии последнего русского царя Николая II, казненного большевиками в 1918 г. вместе с семьей.
"С большевистской точки зрения в том, что произошло, была определенная логика. Антиреволюционные настроения все еще были сильны, на них нападали со всех сторон, поэтому уничтожение царя - символической фигуры - связывало всех участников революции круговой порукой необратимости. То, что я говорю - ужасно, но я понимаю их логику: было бы слишком опасно оставить царя в живых.
Но как они это сделали - это другой разговор. Они убили семью со всем возможным зверством, а потом попытались скрыть судьбу родственников монарха и выдать расстрел за решение местных властей. В это было предвкушение будущего - тайного государственного террора.
Когда Ельцин поклонился гробу на похоронах останков царской семьи в Петербурге прошлым летом, это был поворотный пункт в русской истории, подобно первой речи Ленина на параде победы на Красной площади в 1945 году (так в тексте). Жест Ельцина показал, что эта церемония - не просто похороны последнего царя, но похороны запятнанной кровью страницы русской истории. Теперь русске люди должны смотреть вперед, оставив прошлое ученым-историкам. Я часто цитирую Герцена: "Потоки крови и слез текут во время революций, но приходит время, когда мы должны найти мужество переступить через них". Мы, русские в изгнании, тоже нуждаемся в мужестве; многие из нас до сих пор ведут гражданскую войну. Некоторые до сих пор злы на меня за то, что я пожал Ельцину руку.
С поверхностной точки зрения, большинство обычных русских людей не интересуются ни царем, ни похоронами - у них много других проблем. Но придет время, и они поймут, что эти похороны стали порогом на пути к новой эпохе. Человек, олицетворяющий Новую Россию, в покаянии склонил голову перед теми, кто погиб в революцию. И мы, Романовы, дети изгнанных за границу князей, присутствовали при этом, чтобы сказать: "Бог простит".
Оригинал статьи
|