[07.07.1999, 17:29:01]
Джон Вароли, "Нью-Йорк Таймс". Подготовил Виктор Сонькин, <vs@cityline.ru> Благотворительность по-русски
Бизнесменов в России часто проклинают как эксплуататоров, которые не платят налогов; их обвиняют в финансовом крахе августа прошлого года.
Однако многие из них, от владельцев маленьких магазинчиков до известных магнатов, вкладывали немалые средства в неприбыльные проекты - спонсировали культуру, образование, спортивные состязания, помогали бедным и поддерживали религиозные организации.
Конечно, многие русские бизнесмены просто используют тактику, хорошо известную их западным коллегам: деньги, отданные на благородные дела, могут улучшить плохую репутацию.
"Многие заработали деньги сомнительными способами, но лучше, чтобы они что-то давали на благотворительность, чем оставляли бы все себе", - говорит 80-летний Даниил Гранин, видный русский писатель, активно участвовавший в восстановлении благотворительной деятельности в стране в конце 80-х годов.
Владимир Потанин, богатый бизнесмен, возглавляющий финансово-промышленную группу под названием "Интеррос", пожертвовал 1,4 миллиона долларов на реконструкцию ростральных колонн - одного из самых известных исторических памятников Петербурга. Это крупнейший вклад, сделанный русской фирмой или частным лицом с 1917 года.
В ноябре, когда организаторы теннисного турнира на кубок Кремля боялись, что придется отменить состязания, Альфа-банк, который контролирует другой русский бизнесмен Михаил Фридман, дал на проведение турнира 400 тысяч долларов.
В январе русский магнат Борис Березовский, деловая активность которого является сейчас предметом уголовного дела, финансировал седьмое вручение ежегодного приза "Триумф", который присуждается выдающимся деятелям культуры.
Культура - основное направление корпоративной благотворительности в России. В прошлом году в Петербурге прошли 53 фестиваля театрального, музыкального, танцевального, кинематографического и оперного искусства, но из них только три были полностью профинансированы муниципалитетом.
Деньги на остальные дали частные корпорации, в основном российские.
Это сильно отличается от ситуации восьмилетней давности, когда правительство было единственным источником финансирования.
"Богатые в России становятся образованее и начинают понимать, что должны вкладывать средства в будущее своих детей и своей страны, - говорит Владимир Яковлев, вице-мэр Петербурга, глава городского комитета по культуре. - Если рассматривать дело в историческом аспекте - мы увидим, что еще в царские времена поддержка культуры была одной из важнейших задач богатых людей".
В России практически нет коммерческих организаций - даже совсем маленьких - которые не участвовали бы в какой-либо неприбыльной деятельности, если не деньгами, то товарами или услугами.
"Невозможно определить точные цифры российской корпоративной благотворительности, потому значительная ее часть питается за счет теневой экономики, как и сам бизнес", - говорит социолог Эдуард Фомин. По данным многолетних исследований Фомина, на неприбыльные проекты у разных российских компаний идет от 0,5% до 3,5% прибыли.
Прошлой зимой, когда московское и петербургское отделения "Армии спасения" попросили помощи, основной приток еды, одежды и одеял поступил от средних и малых фирм.
"Нам пожертвовали на 60 процентов больше, чем в прошлом году", - сказал капитан Джозеф Смит, региональный руководитель социальной службы "Армии спасения" в Санкт-Петербурге.
До революции 1917 года вкладывание денег в благородные проекты было распространено среди аристократической и коммерческой элиты России. Например, московский Музей Искусств Третьякова (The Tretyakov Art Museum) носит имя промышленника конца XIX века, который основал и спонсировал его.
С момента распада Советского Союза многие иностранцы русского происхождения играли важную роль в возвращении благотворительности на историческую родину.
Крупный российский банкир Борис Джордан - один из таких людей. Он - потомок военной династии; его предки были вынуждены покинуть Россию после 1917 года. В 1992 году Джордан приехал в Москву и возглавил московский офис крупного международного банка. Несколько лет спустя он основал свою собственную компанию, "Ренессанс-Капитал" (ныне известную как МФК "Ренессанс").
Джордан в основном поддерживал учащихся военных училищ. Он потратил больше полумиллиона долларов на ремонт их разваливающихся школ, на учебники и на покупку новой униформы.
Помощь детям - еще один важный аспект корпоративной щедрости. Ведущая российская нефтяная компания "Лукойл" спонсирует три детских дома в богатом нефтью Ханты-Мансийском автономном округе в западной Сибири, детскую больницу и обеспечивает поддержку старикам, инвалидам и беженцам из бунтующей провинции Чечня.
Многие российские компании признают, что создание положительного имиджа бизнеса - важное соображение, которое они принимают в расчет в своей благотворительной деятельности.
"Наша компания поддерживает культуру и спорт, потому что мы понимаем, что в эти трудные времена российская культура и спорт нуждаются в поддержке, - говорит Таймураз Боллоев, генеральный директор пивного завода "Балтика", одного из самых процветающих предприятий страны. - Но мы не отрицаем, что такие акции улучшают репутацию "Балтики".
Другие занимаются благотворительностью по иным причинам. Они предпочитают давать деньги нуждающимся, а не платить налоги.
"Бизнесмены любят давать деньги на неприбыльные проекты, потому что они видят, куда идут средства, - говорит Фомин. - А если бы они заплатили ту же сумму налогами, то эти деньги просто исчезли бы в черной дыре правительственной казны".
Оригинал статьи
|