[22.03.1999, 19:18:02]
Андрей Себрант, <asebrant@glasnet.ru> Не поется
Частное мнение об общественном мероприятии
Андрей Себрант на РИФе: в стороне от веселых подруг.
Вот уже неделю с хвостиком я читаю в Сети воспоминания участников РИФ-99 о благостных днях и
ночах, проведенных среди неожиданно рождественской для марта природы,
в залах и барах подмосковных "Лесных далей". Там было чудесно, там
бродила закваска контент-проектов российской Сети, там вместо лешего
Лесной
оставлял следы на заснеженных дорожках... Там провайдеры и продюсеры, дизайнеры и банкиры,
журналисты и рекламисты клубились по холлам, номерам и лестницам, под
немолчный писк мобильников и звон разнообразных сосудов игнорируя
высказанные и невысказанные предупреждения Минздрава.
Все было так здорово. Что ж мне не поется в общем
хоре? Ведь вроде радоваться надо, что секция, которую мы провели
на пару с Кириллом Готовцевым, официально признана самой
популярной на Форуме, а Антон Носик недрогнувшей рукой произвел наш Интернет в отрасль народного
хозяйства. Тем более, что те же самые слова про индустриальность
российской Сети я сам и с таким же восторгом произносил в интервью "Алгоритму" год назад, после
предыдущего РИФа.
Но в том-то и беда - с тех пор прошел год. А год в Интернете - это
очень долго, в Сети жизнь надо мерить "собачьими годами", когда один идет за семь, а то
и за десять. И теперь мне, увы, кажется, что в марте 1998-го я
несколько погорячился.
Весь РИФ-99 слишком часто приходилось ловить себя на мысли, что что-то
не так, чего-то не хватает. Вроде, по мелочам - но зато постоянно. Не
хватало некомпьютерной прессы. Мелькнул Андрей Солдатов - вроде
и все... Ни единой профессиональной телекамеры - РИФ не удостоился
сюжета даже в каких-нибудь местных, московских или областных,
теленовостях. Не было холеных чиновников в дорогих пиджаках - а какая
там индустрия без них в нашей стране. На секции электронной коммерции
и торговли, где в прошлом году зал не вместил желающих, было малолюдно
и скучновато.
Но дело даже не в этих частностях, их можно навспоминать еще на два
абзаца. На РИФ-99 отчетливо не хватало куража. Было счастье дружеского
общения, радость нечастых оффлайновых встреч, изящные и умные
перепалки, изумительные шутки и успешные переговоры. Мы отдохнули
душой (не скажу за тело) и утрясли многие дела. А вот куража не было!
Не было драйва, восторга победителей в яростной гонке - это чувство
называют по-разному, но испытавшие хоть раз не забывают никогда. (А не
испытавшие - не догадываются, как много они в жизни потеряли.)
Уют вместо порыва - это очень душевно, только вот не совсем нормально
для Интернета, если он, действительно, становится быстро развивающейся
индустрией, а не только элитарным СМИ. Что же все-таки не сложилось за
год?
Черт с ним, с кризисом, дело, похоже, не в нем. Не в том оно, что
привычно рвавшиеся круто вверх экспоненты на всех графиках развития на
полгода сменились мертвенными горизонтальными прямыми. (Никто Flatliners не смотрел?)
Мы все время сравнивали себя с интернетовским лидером, с Америкой, и
это было вполне осмысленно - уж если изучать опыт, то опыт
первопроходцев и победителей. И нам казалось уже несколько лет, что мы
достойно догоняем. Мы придумывали параметры, которые нам льстили, -
вроде числа информационных ресурсов на одного пользователя, количества
книг в Библиотеке
Мошкова, активности центральных газет, выкладывавших свои
материалы в Сеть. Мы радовались, что насыщенность информационного
пространства отечественной Сети - в отличие от ее размера - очень
быстро перестала уступать зарубежной. Создавалось ощущение, что
пресловутую "информационную супермагистраль" мы строим маленькими
кусочками, но уж качество построенного - высочайшее по любым стандартам.
И вот тут-то Интернет взял - и за прошедший год круто поменялся. Я не
шучу - и пусть простят меня те немногие из читателей, кто слушал
доклад на РИФ-99, мне придется сейчас повторить его основную мысль. В
странах с высокой плотностью доступа населения к Интернету в 1998
году сменилась концепция Сети, ее восприятие (можно бы написать
"парадигма", так ведь засмеют). Смена ориентиров четко отразилась в
смене журналистских штампов. Раньше воспевали Information
superhighway, информационную супермагистраль - и всех призывали
отправляться в Сеть за информацией. Теперь это словосочетание
встречается реже и реже, но все громче гремит Ultimate marketplace -
абсолютный рынок. И зовут теперь не столько почитать, сколько
пошопиться.
А покупателей разных вполне материальных товаров всегда гораздо
больше, чем покупателей исключительно информации. И это изменило
Интернет, в который пришли деньги массового рядового потребителя.
Сравните толпу в "Библио-Глобусе", хоть она там и весьма плотная, с
тем потоком людей, что от "Черкизовской" движется к рынку, - получите
наглядный образ. За месяц предрождественской торговли американцы - не
компании, а просто граждане! - оставили в Сети 8 с хвостиком
миллиардов долларов - в семь с лишним раз перекрыв показатель
предыдущего года.
Конечно, нам это немножко поперек. Духовность, как не устают повторять
многие идеологи нашей Сети, нам важнее доходности, а потому число
сетевых литературных конкурсов на душу Интернет-населения - показатель
более российский, чем объем продаж в Сети на ту же душу.
Несколько лет мы спорили о том, часть чего Интернет - технологии или
культуры. Теперь, вроде, стало ясно, что безусловно - часть последней,
и это гордостью и удовлетворением наполняет сердца творцов
Net-культуры. И они в упор не хотят замечать, что Интернет в странах
более развитых уже стал частью экономики. Полноценной
частью эффективной децентрализованной рыночной экономики, а не просто
ее культурным атрибутом и рекламным символом. Почувствуйте, как
говорится, разницу.
Мы в России, как дети, радуемся, что Интернет наконец-то признали
политики и журналисты. Не случайно на РИФ-99 с секции электронной
коммерции центр интереса переместился на секцию рекламы, причем
большая часть вопросов была про политическую рекламу и предвыборные
мероприятия в Сети. Все надеются, что деньги в Сети можно
зарабатывать, не вовлекая Интернет в национальную экономику, торгуя
сплошь виртуальными объектами - показами баннеров, аудиториями сайтов,
всякими нематериальными ценностями, типа посещаемой ссылки на чужой
буржуйский онлайновый магазин. Это, к сожалению, не так.
Спору нет, идеологические, культурные, политические аспекты влияния
Сети на оффлайновую жизнь важны, но настоящий бум Интернета - это бум
новой бизнес-среды, а не среды общения или творчества. В "большом"
Интернете уже правит товар, а не текст. Если уж говорить об индустрии
Сети - то об индустрии торговой. И потому наш Интернет будет
провинциально уютен и мил - и не более того! - пока в нем не начнется
нормальная массовая торговля. Индустриальность его определяется не
надутостью щек докладчиков на форумах - а единственно объемами продаж
через Сеть. Есть печальное ощущение, что в этом направлении мы за год
не продвинулись совсем. И здесь показатели России в сотни и тысячи раз
хуже показателей не только американских, но и финских, британских,
шведских, немецких.
Нам не привыкать догонять других в областях высоких технологий. Так
что ничего безнадежного нет в положении нашей Сети. Просто радость
общения и удовольствие от великолепно организованного мероприятия не
стоит путать с реалиями того бизнеса, чьи представители общаются.
Интернет как деловую среду, как бесконечный торговый павильон нам еще
только предстоит построить. С нуля - уж в который раз. Чем, собственно,
и предлагаю заниматься вместо умиления друг другом и всеми нами
вместе.
|