[24.08.1999, 12:59:58]
Андрей Цунский, <andy@onego.ru> На смену пролетарскому интернационализму не пришел демократический
Интервью с Виктором Надеиным-Раевским, cтаршим научным сотрудником Института Мировой Экономики и Международных Отношений (ИМЭМО РАН).
Андрей Цунский: Виктор Анатольевич! Наверное, всплеск событий на Кавказе и, в частности, в Дагестане нельзя объяснить одной причиной? Какие основные корни этих событий видите вы?
Виктор Надеин-Раевский: Безусловно, есть целый комплекс причин, и это тема не для одной статьи, а для нескольких книг или диссертаций. Есть причины исторические, социальные, религиозные, этнические, и уже только потом социально-экономические, хотя у нас снова возникла тенденция в среде ученых мужей, уже не говоря о политиках - видеть проблему исключительно в социально-экономической сфере. В разрешении этого комплекса вопросов видят самый главный, кардинальный метод решения кавказской проблемы. Увы - это далеко от истины.
Исторические причины очевидны - можно вспоминать и восстание Шамиля, и совместное существование двух взаимонеприемлющих цивилизационных основ традиционного в регионе Ислама и российского Православия. Но ведь с тех пор прошли годы. И как бы ни была плоха Советская власть, она изменила сознание людей, она заставила народы в силу разных причин - интернационального воспитания, преобразования национальных культур, для многих этих народов был просто создан алфавит, - поверить в идею интернационализма, кстати - не такую уж плохую. Иначе в границах нашей страны просто невозможно решить национальную проблему. Да, конечно, тогда существовала стройная доктрина, "пролетарский интернационализм", да, все люди были равны, все люди были братья, исходя из этой доктрины, и можно сколь угодно долго перечислять недостатки и издержки, но ведь это работало! Охраняло государство, не допускало взрывов. Вот почему в государствах бывшего СССР и на российских окраинах возникали целые движения протеста против новых этнократических образований, и возникали они именно под красным флагом, потому что множество людей уже были воспитаны на идеях интернационализма и не принимали происходивших перемен не только в их социально-экономическом аспекте. Они уже не могли представить себе свою жизнь вне интернационализма, не видя того, что основным пороком этой доктрины было пристегивание к этому понятию слова "пролетарский".
А новая власть не сумела вовремя предложить людям "демократический интернационализм". Для существования сложного мультиэтнического организма, такого, как российское государство, никуда не денешься - нужна некая наднациональная идеология, которая определяла бы основу совместного существования многочисленных российских народов. Сейчас такой идеологии нет. Уже появилось целое поколение людей, выросших вне всякого интернационального воспитания - а между тем, именно оно прививало уважение и интерес к национальным культурам других народов, прививало чувство равенства всех людей. В нашей стране в каждой школе должен быть специальный предмет, помогающий детям существовать среди множества народов, разъясняющий опасность любого национализма. Пока нет такой идеологии, националистические движения разных окрасов будут разъедать наше государство.
А как только рухнула старая доктрина, ей на смену пришли - что было неизбежно - доктрины традиционные, они идеализируются, но их приверженцы забывают о том, что мусульманские просветители напрочь разгромили архаичный Ислам, и благодаря их усилиям в быт мусульманских народов пришли европейские ценности, знания, развивалась современная промышленность. Эти просветители были совершенно забыты, и потому сейчас исламское движение принимает архаические формы - отсюда и ваххабиты. Традиционное заблуждение, что великое прошлое может решить проблемы настоящего. Исторические причины усугубляются социально-экономическими. Безработица. Дагестан стал дотационным регионом, там остановились в большинстве своем имевшиеся там производства, в том числе и ряд уникальных! Например, там производились так называемые "экранопланы" - суда, продвигавшиеся с огромной скоростью над водой и болотами, а ведь пусть это было военное производство, машины такие нужны и в мирное время для мирных целей. Но средств, которые могли бы быть вложены в это производство, равно как и во все остальные - нет... Республика не может жить за счет своих ресурсов и промышленности, многие люди потеряли свое дело - и саму основу существования, далеко не только в материальном плане. Отсюда и желание чем-то заняться, найти свое место в жизни. Многие идут к тем, кто лживо - а зачастую вполне искренне - зовет их за собой, спасать народ и традиции. А мы еще и не говорим об икорной, рыбной, наркотической и прочей мафиях, которые стали огромной силой, они уже всерьез воюют с пограничниками. Как только люди оказываются невостребованными государством, их тут же востребуют к себе криминальные структуры. Ответ однозначен, результат - печален...
А.Ц.: Политолог Сергей Марков в нашей газете говорил о похожих процессах, происходивших в Чечне, сравнивал Чечню с буканьерской республикой...
В.Н.: Я не был бы столь категоричен в сравнении - но нечто похожее - да... Встречаясь с одним знаменитым чеченцем - не буду называть фамилию, я спросил его, что называется "закинул удочку": "А правда ли, что вы и свои сорок процентов от фальшивых чеченских авизовок получаете?" А тот сразу "опроверг": "Какие там сорок, дай Бог двадцать четыре - двадцать пять..." Важный момент - это "корпоративная" связь центрального криминалитета с местным. Несть числа причинам конфликтов на Кавказе.
Но есть и еще одна. В условиях кавказской многонациональности существовал некий договор, прописанный и в законах, и существовавший в традициях, позволявший добиться баланса и мира между этими народами. Сейчас условия привели к тому, что договор этот рушится, и вот это страшнее всего, потому что межэтнический конфликт потушить будет почти невозможно. Ну и наконец - действия федерального центра... Мы повторяем автоматически ошибки чеченского периода. Все до одной... Поэтому ситуация очень неоднозначна, и причин слишком много - мы перечислили только часть.
А.Ц.: А каковы стратегические цели ваххабитов, почему они вышли за пределы Чечни и рвутся в Дагестан?
В.Н.: Прежде всего, хотел бы оговориться. Далеко не все из них обыкновенные проходимцы и профанаторы. Нам было бы очень легко справиться с проблемой, доказав, что мы имеем дело с профанаторами и проходимцами - но в том и беда, что среди них множество убежденных и уверенных в своей правоте людей - и этого достаточно, чтобы за ними шли люди. Во время всеобщего неверия убежденный человек очень притягателен. И только сейчас авторитеты ваххабитских лидеров пошатнулись, потому что именно мусульманские религиозные авторитеты в Дагестане стали объяснять людям, что Ислам далек от того, что несут с собой ваххабиты. В пору атеистической пропаганды Ислам и его ценности вытравливались, основательно забылись, и теперь людям трудно отличить истину от экстремистской пропаганды. А декларируемые ваххабитами цели очень сильно отличаются от их истинных целей. В конечном итоге, за это движение кто-то платит. А уже цель тех, кто платит - воспользоваться дестабилизацией, реализовать свои экономические интересы, опять-таки - создавать "героев" для пропаганды своих идей. А платят разные люди - и из-за рубежа, из той же Саудовской Аравии, кое-кто из чеченцев - у них тоже далеко не все так бедны, как мы привыкли думать - те, которые заинтересованы в дестабилизации положения в России. Поэтому очень тяжелое положение у нынешнего официального руководства Чечни, у Масхадова - слишком многие не заинтересованы в спокойном течении жизни. Это и бензиновая мафия, и водочная, и те, кто похищает людей, и всех пошибов контрабандисты и финансовые аферисты... И все они представляют единственный работающий сектор чеченской экономики. Криминалитет дает людям работу, тут ничего не поделаешь.
А.Ц.: Так это заколдованный круг. Получается, что для устранения причины общественной нестабильности нужны инвестиции в экономику, но ведь это бесполезно - деньги сразу окажутся в руках бандитов!
В.Н.: Скорее всего, так и случится. В значительной степени ситуация тупиковая, но это не значит, что не надо искать выхода. А что касается истинных целей самих ваххабитов - они в первую очередь прагматические. Война - это их экономика. Они ничего не умеют, кроме грабежа и войны. Это реальность, которую приходится иметь в виду.
А.Ц.: Виктор Анатольевич! Не кажется ли вам, что на фоне заверений руководства страны о том, что конфликт будет исчерпан в несколько недель, мы можем получить там еще более масштабную войну, чем чеченская?
В.Н.: Это возможно. К сожалению, да - возможно. Если мы будем снова повторять все те же ошибки - то все возможно. Разумеется, надо разгромить вторгшиеся чеченские отряды - будем честными, это чеченские отряды, слегка разбавленные дагестанскими оплачиваемыми из ваххабитской казны наймитами. Но разгромив их, придется решать социально-экономический аспект. И на фоне тяжелейшего положения по всей России нам придется в первую очередь решать кавказскую проблему, потому что она ставит под угрозу существование самого нашего государство в его нынешних границах. Средства туда придется направить, если мы не хотим потерять Дагестан так же, как мы потеряли Чечню. А нам на Кавказе вообще ничего уже терять нельзя - слишком много желающих сделать капитал на этой нашей потере. Это и им не принесет пользы - слишком трудно заместить Россию в этом регионе, но погибших это ведь не вернет...
А.Ц.: Если Чечня, несмотря на клановые структуры, все же этнически однородна, то в Дагестане 12 только титульных национальностей, а на самом деле их там проживает около восьмидесяти. Не может ли нынешнее российское руководство попытаться сыграть этой картой?
В.Н.: На Кавказе ни во что играть нельзя. Должен быть строгий, громко и внятно заявленный и однозначный подход. Политика должна быть серьезной и последовательной. А вот в ходе чеченских событий мы занимались играми - играли в ходе противостояния Кремля с Верховным Советом, играли финансовые группы, крупные чиновники... Что уж греха-то таить? Было! Вот и доигрались. Но пока похоже, что власть уже осознает, насколько серьезна ситуация. Не дай Бог нашим войскам задеть каким-то образом мирное население! Это специфика региона.
А.Ц.: Уже упомянутый мною сегодня Сергей Марков выдвигал такую идею: дабы не было претензий к федеральной власти, военные должны лишь поддерживать местные отряды самообороны, которые-то и должны сами освободить свою землю от бандитов. Вам такой подход кажется верным?
В.Н.: Гладко было на бумаге. Это очень опасный подход. Это будет катастрофой для российской государственности. Именно федеральная власть должна уничтожить бандитов - иначе она окончательно потеряет на Кавказе свое лицо. В любом мусульманском, и тем более в кавказском регионе уважают в первую очередь силу. Только высококвалифицированные, профессиональные действия армии могут навести порядок. Если это сделают сами дагестанцы, логика будет простая - что нам Центр, если мы сами справились? Да и к тому же вооружать эти отряды придется армии, а там оружия и так слишком много... Это не Россия, это Кавказ! Нужно поддерживать местную Дагестанскую власть, ее авторитет, но только в сотрудничестве с Российским центром и под его контролем.
А.Ц.: Сильно ли усугубила ситуацию отставка Степашина, авторитетного на Кавказе человека?
В.Н.: Да, безусловно, авторитет у Степашина на Кавказе есть, и это очень важно для региона, так что в данном случае это некая потеря. Но прискорбно и опасно другое: для ряда политиков тяжелая ситуация в этом регионе стала традиционным инструментом, картой в игре, кавказскую трагедию используют для достижения своих московских политических интересов. Это недопустимо! Нельзя устраивать междоусобные разборки на серьезных для судьбы страны вещах!
|