[22.03.1999, 18:34:00]
Андрей Цунский, <andy@onego.ru> Политический ясновидец
А.Ц. Игорь Михайлович, ваша стихия - политическое прогнозирование. Естественно, основа прогноза - владение необходимой информацией о настоящем положении вещей и знание законов, по которым живут общество и политика. Но есть ли в процессе прогнозирования место для интуиции?
И.Бунин. Известно, что свою периодическую систему элементов Менделеев увидел во сне. Но ведь перед этим он работал с утра до вечера, и интуиция пришла к нему благодаря знаниям. Мне кажется, что развиты должны быть и левое, и правое полушарие, но без логичной, шахматной подготовки интуиция никогда не проснется. Ведь и шахматисту удачный ход приходит в голову именно после просчета вариантов хотя и не без интуиции.
А.Ц. Сейчас нет единого мнения о политическом будущем страны, есть прямо противоположные версии развития событий... Берете ли вы на себя смелость предсказывать возможные изменения?
И.Бунин. Ну, во-первых, это наша профессия. Мы каждые два месяца выпускаем прогноз. На эту информацию есть подписка, можно подписаться, и есть уже очень много абонентов - военно-промышленные структуры, государственные учреждения, партии, фонды, посольства, различные СМИ и так далее. Вот совсем недавно был опубликован в "Независимой газете" наш прогноз на март. Мы прогнозировали возможность развития событий по трем вариантам и назвали наиболее реальным вариант создания некоего тандема "Ельцин-Примаков", их взаимную притирку, при том что Ельцин все время будет, образно говоря, подкладывать кнопочки на стул Примакову, но согласится на такой тандем. Не "на первый-второй рассчитайся", а именно тандем, диархия, двоевластие.
Так оно и случилось, и если по поводу назначения генерального прокурора Ельцин советовался с Примаковым - это признак власти двоих. Если тайный советник Кремля убран с официальной должности - это значит, что позиция официальных лиц по сравнению с фаворитами резко усиливается. Так оно и случилось.
Потом мы будем предсказывать, что случится в апреле. Уже более или менее ясно, что не случится точно. Не произойдет отставка Примакова, и не произойдет отставка Маслюкова, скорее всего, мы договоримся с Международным валютным фондом, и не будет гиперинфляции. Исходя из этих четырех важнейших пунктов можно выстроить и всю логику развития нашей политической ситуации.
Но в отношении Маслюкова надо отметить, что хотя отставки его и не будет, совершенно ясно, что он постепенно отойдет в тень и появится еще один человек, который будет заниматься нашими финансовыми делами. Точно не придет в качестве нового вице-премьера Явлинский. Вот вкратце тот прогноз, который мы вскоре разошлем нашим подписчикам в более подробном изложении.
А.Ц. Буквально на днях депутаты Госдумы вновь собрались вынести импичмент Ельцину и лидеры фракций утверждали, что по крайней мере по ряду пунктов они наберут необходимое число голосов. Вы ни словом не обмолвились об этом - просто не рассматриваете подобный вариант?
И.Бунин. Логику импичмента мы "прочитали" еще накануне сентябрьских событий. Если Ельцин идет на конфликт с Государственной Думой - Дума возбуждает процесс импичмента, который является для депутатов оборонительным оружием, оружием для сохранения Парламента. А как наступательное оружие импичмент не работает. Ни один пункт не наберет трехсот голосов. Без этого импичмент невозможен - так что волноваться за президента не стоит.
А.Ц. Отложим в сторону текущие события и прогнозы. Название вашего фонда - "Центр политических технологий". Для большинства людей слова "политические технологии" в первую очередь ассоциируются с различными способами организации предвыборной борьбы. Нельзя ли рассказать подробнее о том, чем занимается ваш центр?
И.Бунин. Ну, как вы уже убедились, мы занимаемся политическим прогнозированием. Это постоянная работа, которая требует очень больших сил, причем используем мы собственные средства. Социологический мониторинг, мониторинг при помощи качественных социологических исследований, фокус-групп, мониторинг развития партийной жизни.
Вторая отрасль нашей деятельности - это изучение положения в регионах, мы постоянно следим за региональной жизнью, проводим исследования, в том числе как из Москвы, так и на выезде.
Третья работа - непосредственная полевая работа с кандидатами в депутаты, губернаторы, мэры - в таких случаях наша группа выезжает на места и проводит кампанию "под ключ".
А.Ц. А если, скажем, придет к вам человек и скажет: "У меня есть программа и средства, я хочу создать свою партию". Вы ему поможете?
И.Бунин. Ну конечно, поможем, если это не будет противоречить нашим убеждениям. Но если человек приходит и говорит: "Я хочу создать партию", - это несколько наивно, ведь партии не возникают по воле одного человека, такое время прошло. Это году в 89-м можно было усилиями одного энтузиаста создать партию. Нужна энергия группы, энергия политических сил... Поэтому мы, помогая, честно укажем ему на некоторую наивность, существующую в его представлении...
А.Ц. Об этом как раз мой следующий вопрос. Можем ли мы перед выборами ожидать появления новых партий или движений, которые смогли бы реально претендовать на места в Думе и влиять на политическую ситуацию в стране? Недавно появились, например, рекламные ролики партии Довганя, который, стало быть, располагает энергией и средствами для политической деятельности...
И.Бунин. Довгань - человек, увлекающийся, мягко говоря. Но когда он увлекается изобретением продукта или разработкой новых видов деятельности, он опирается при этом на свою предпринимательскую интуицию. Многие бизнесмены считают, что этой интуиции вполне достаточно для политической работы, что легко перейти из бизнеса в сферу политики. Удачных попыток практически почти не было. У меня есть несколько монографий о бизнесе в политике, мы отслеживаем весь этот материал, он есть в наших выпусках. Почти все предприниматели провалились в политике, и так же провалится Довгань. Даже если у него было бы в десять раз больше денег - он не сможет превзойти достижений Шаккума в 1996 году. А именно - меньше одного процента...
А.Ц. Вы великолепно разбираетесь о вопросах российского предпринимательства, вами написана книга "Сорок историй успеха", психологию и настроение этих людей вы знаете не только из опыта личного общения, но и из результатов ваших исследований. Куда может качнуться бизнес в этот предвыборный год, кому предоставит свои средства и с кем предпочтет объединяться?
И.Бунин. Бизнес в данном случае не начнет заниматься созданием собственных структур - это я могу сказать точно. На этом прогорели в 93-м году очень многие. Помните - была попытка создать партию у Бендукидзе, другие пытались... Это можно исключить.
Некоторые бизнесмены попытаются сами пройти во власть по одномандатным округам. Будут вкладывать в это деньги, и не исключено, что пройдут. Например - Боос сделал карьеру на бизнесе, который приносил тепло и свет москвичам. "Майский чай" достаточно успешно выступает в Москве, хотя так и не победил на выборах. Вот такие бизнесмены могут победить, их знают по их продукции.
Или есть такие гнилые местечки, где просто покупается весь округ на корню, как победил Кобзон, например...
Бизнесмены, которые будут использовать свои инфраструктуры в округах, могут пройти, большинство предпринимателей будут ориентироваться на одномандатные округа. Как работать с партиями и вкладывать в них деньги - они еще не знают.
Были попытки покупать места в списке. У Жириновского, например, очень много предпринимателей. Есть мощная банковская структура - Гуцириев - которая сумела купить место у Явлинского, или, скажем, договориться. Семаго прошел таким же образом. Места вице-спикеров достались обеим партиям, и "Яблоку", и Жириновскому... Они купили эти места...
Гарантированно могут оказаться в Думе только коммунисты и "яблочники", ну и "Отечество". В связи с этим и путь проникновения в списки будет очень сложным.
Многие бизнесмены, вообще, решили не заниматься политикой и стараются сейчас восстановить порушенный катастрофой 17-го августа бизнес. На их место пришли молодые львы, которые или хотят за миллион долларов купить место в каком-нибудь списке, или попытаются пройти по одномандатному округу. Таких структур, которые могли диверсифицировать свои капиталовложения и поддерживать и эту, и ту, и другую партию, как это делал "Инкомбанк", поддерживая и коммунистов, и НДР, - таких структур уже в России не осталось...
Я не думаю, что диверсификация останется серьезным методом политических инвестиций в этом году. Удержавшиеся на плаву структуры - "Газпром", "Лукойл" - будут искать свои политические силы и формировать эти политические силы, непосредственно участвуя в политической деятельности.
А.Ц. Простите наивный вопрос: а кто, по прогнозам ЦПТ, будет после Бориса Николаевича нашим президентом?
И.Бунин. Или Примаков, или Лужков.
А.Ц. А как же Геннадий Зюганов?
И.Бунин. Никогда. Говорю уверенно, потому что я знаю политическую культуру России, как она диверсифицирована, тот политический сегмент, который есть у Зюганова, его возможности во втором туре... Зюганов проиграет любому кандидату, который выйдет во второй тур.
А.Ц. Вы смотрите в наше политическое будущее с оптимизмом?
И.Бунин. Нет... С нормальным пессимизмом... Оптимизм не совсем логичен в нашей ситуации. Наивно было бы считать, что все вдруг станет в ближайшее время хорошо, Россия воспрянет ото сна... Но в том, что (если, конечно, 11-го августа не реализуется предсказание Нострадамуса и не настанет всеобщий конец света) катастрофы в России не будет, я уверен. Путь у нас мучительный, долгий, сложный, тяжелый - но вероятность возвращения ко временам тоталитаризма или временам коммунизма с каждым днем становится все меньше.
А.Ц. Кто делает сайт Центра Политических Технологий, и часто ли вы с ним работаете, часто ли посещаете его?
И.Бунин. Сайт делают сотрудники Центра, это наша от начала до конца продукция. А сам я там бываю очень редко - нет времени. Но я знаю, что там есть! Это главное.
|