[17.03.1999, 15:39:09]
Андрей Цунский, <andy@onego.ru> Ни один депутат пока не в состоянии быть собственным веб-дизайнером
Юрий Нестеров, депутат Государственной Думы РФ, заместитель председателя Комитета по информационной политике и связи
Андрей Цунский: "Интерфакс", ссылаясь на Вас, распространил информацию о том, что только 9 депутатов сделали свои сайты, и еще 30 с лишним подали заявки на их создание. А какие странички они предпочитают делать, что они хотят там разместить, и есть ли у руководства Думы какие-то обязательные требования к депутатским материалам в Интернете?
Юрий Нестеров: Информация эта подавалась в начале февраля, а сейчас начало марта, и цифры наверняка изменились. Что касается информации - наиболее подробный и информационно насыщенный сайт у депутата Лопахина Владимира Николаевича. К сожалению, ведение собственных сайтов требует от депутатов много времени. И охватить все без дополнительной технической поддержки депутат, как правило, не в состоянии. Но по опыту существующих сайтов могу сказать, что наиболее охотно депутаты распространяют на нем информацию о своей предыдущей деятельности - имеются в виду фактические цифровые данные: сколько раз выступал на собрании Думы, сколько подал поправок к чужим законопроектам, сколько своих законопроектов, сколько раз он участвовал в различных парламентских слушаниях и тому подобное... Депутат может рассказать о себе все, что угодно, самые лестные для него сведения может разместить на этом сайте. Может поместить фотографии самого себя, всенародно любимого, или фотографии своих друзей и близких... Это все на усмотрение самого депутата... Специальных требований нет.
А.Ц.: А есть ли какая-то служба в Государственной Думе, которая может оказать содействие депутату, создающему сайт? Есть ли свои веб-дизайнеры, есть ли свои технические ресурсы?
Ю.Н.: Ни один депутат, насколько мне известно, пока не в состоянии быть собственным веб-дизайнером. Поэтому единства тут нет - кто-то ищет услуги на стороне, можно и в Думу обратиться за такой услугой. Но надо честно сказать, что возможности аппарата Думы крайне ограничены. Обращаться с такими просьбами можно только в Управление информационно-технического обеспечения. И там, по моим сведениям, только один человек может заниматься подобной работой. Он на начальном этапе занимался дизайном общего сервера Государственной Думы - все эти заставки, домашние странички сделаны нашим собственным специалистом. Но в марте прошлого года, для того чтобы повысить качество нашего сервера и его привлекательность, в том числе и чисто внешнюю, мы решили обратиться к услугам специализированных фирм. Объявили конкурс, и три фирмы прислали заявки на разработку логического дизайна сервера Государственной Думы и на сопровождение, в том числе и на программное. Некоторые вещи требуют специального программного обеспечения. Может быть, и на выработку рекомендаций для реформы нашего внутреннего документооборота. К большому сожалению, фирма-победитель к работе так и не приступила, хотя времени уже прошло без двух недель год. На вопрос: "Почему?" - следует банальный ответ: "Денег нет". В бюджете прошлого года в смете Государственной Думы эта работа не была предусмотрена, и никто не согласился отрывать деньги от какой-нибудь другой статьи. А текущая смета, на 99 год, еще не проголосована. Она должна быть вынесена на голосование палат в течение месяца со дня вступления в силу бюджета текущего года. Как мы знаем, еще не истек этот месяц со дня подписания президентом бюджета на 99 год. Наш комитет имеет еще время, чтобы внести на голосование в Совет палаты соответствующий пункт в смету. Есть, конечно, и сопротивление, потому что не все в аппарате понимают важность этой работы. Приходится добиваться, доказывать, чтобы хотя бы в этом году работа началась.
А.Ц.: А как же желающие создать сайт выходят из положения?
Ю.Н.: Депутаты могут обращаться либо в аппарат Государственной Думы, либо в Фонд развития парламентаризма, который совершенно добровольно и абсолютно бесплатно помогает некоторым депутатам осуществлять веб-дизайн, у них есть свои мастера. А кто-то имеет возможность пользоваться своими собственными каналами, оплачивать работу и устраивать собственные странички.
А.Ц.: Интернет - это такая вещь, в которой можно одинаково разместить как хорошее, так и дурное. Представителям "Интерфакса" Вы говорили, что депутаты боятся, как бы хакеры не внесли на их странички дезинформацию или не повесили там что-то нецензурное... А прецеденты были?
Ю.Н.: Пока что мне о таких случаях ничего не известно. Опасность такая, действительно, существует теоретически. Как с ней бороться, я не знаю. Знаю только, что средства находятся, но это вечная проблема ключа и замка или замка и отмычки, если хотите... Находятся технические средства противодействия хакерам, совершенствуются средства этих самых хакеров, снова совершенствуются средства защиты, и этот процесс бесконечен. С другой стороны, ну кому нужно размещать на страничке депутата порочащие его сведения? Это, честно говоря, электорально не самый пока еще мощный ресурс. Все-таки у нас компьютеры не у большей части населения. И голосовать на выборах идут, как правило и чаще всего, люди, не имеющие компьютера. Вероятность хакерских диверсий есть, она не ниже, наверное, риска попасть под автомобиль на улице или в авиакатастрофу... Тем не менее, люди летают самолетами и ездят в автомобилях.
А.Ц.: Вы говорили как-то, что юридическое обеспечение ряда прав пользователей сети - вопрос ХХI века. А как представитель законотворческого цеха, считаете ли Вы нужным предложить какие-то законопроекты, регламентирующие поведение человека в Сети?
Ю.Н.: Сейчас я знаю некоторые московские общественные организации, работающие как раз на этом поле, пытающиеся изучать законодательство не только наше, но и других стран. Можно ли предложить законодательные нормы, которые бы ограничили негативное влияние информации, распространяемой по сети Интернет? Пока что никто не предложил ничего серьезного. И я думаю, что это не случайно. Я говорил с корреспондентом "Интерфакса" о XXI веке потому, что считаю Интернет такой технологией, которая принципиально не поддается законодательному регулированию. По крайней мере, в рамках одной страны. Поскольку это транснациональная информационная система, то и какие-то законодательные меры должны быть согласованы правительствами стран всего мира, а это почти утопия. Когда на уровне ООН или ЮНЕСКО примут какие-то рекомендательные нормы, которые будут действительны по всему миру... Здесь напрашивается аналогия с телефоном. Возможно ли законодательно запретить по телефону заниматься пиратством, хулиганством... К вам часа в три ночи позвонят, начнут говорить всякие гадости. Специальным законом это запрещать бессмысленно. Уже есть закон о хулиганстве, нарушении общественного порядка, зачем что-то еще? Точно так же и с Интернетом. Скорее всего, борьба за чистоту в Интернете - это дело и задача, очень важная задача, но задача самого Интернета. Это ассоциации провайдеров должны договариваться о каких-то мерах, которые бы защищали их пользователей, граждан любой страны, от варварского использования этого действительно замечательного средства коммуникации.
А.Ц.: Часто возмущение депутатов вызывают журналисты. А возникали ли нарекания со стороны депутатов по поводу каких-то сайтов в Интернете или отдельных сетевых персонажей?
Ю.Н.: Я повторюсь, что из 450 депутатов в состоянии на 14 февраля только 33 начали какие-то действия по созданию своих страничек. У 9 из них уже были странички. Остальные, честно говоря, не очень сильно понимали, что это такое. Подавляющее большинство депутатов не имеет к Интернету никакого отношения. Вот вам и ответ.
А.Ц.: Вы - представитель фракции "Яблоко". А как относится к Интернету Григорий Явлинский, высказывался ли он по этому вопросу?
Ю.Н.: Высказываний с его стороны об Интернете я не слышал. Общее впечатление - я давно знаком с этим человеком - он относится к Интернету в высшей степени положительно, и, конечно же, не упускает возможности им воспользоваться. Мне кажется, у него уже был опыт участия в Интернет-конференции или онлайнового интервью... Кроме того, у "Яблока" есть свой сервер. Он появился задолго... Если не задолго, то абсолютно точно - раньше, чем сервер Государственной Думы. Он информационно весьма и весьма насыщенный. Конечно, на этом сервере есть страничка, которая посвящена выступлениям и публикациям Явлинского, и я думаю, что Явлинский представлен в Интернете достаточно хорошо. Прежде всего через официальный сервер "Яблока". Он так и называется, его адрес www.yabloko.ru
А.Ц.: Насколько важен Интернет для развития России как государства? Вопрос риторический, но сможет ли наша страна занимать достойное место в мире, если не будет развивать информационные технологии?
Ю.Н.: Риторический ответ. Нет не сможет. Точно так же, как не сможет быть достойным членом мирового сообщества, если не перейдет, наконец, к действительно демократическим формам устройства своей внутренней жизни. Ведь Интернет - только одно из свидетельств понимания обществом значения не информации как таковой, а значение свободы распространения информации. На сегодня такового понимания не только у власть предержащих, но и в самом обществе, по-моему, нет. Иначе бы люди не поддерживали своими скудными копейками безобразную прессу, которая поет дифирамбы местным властям в субъектах Российской Федерации, газетам, телевизионным радиоканалам, которые, приукрашивая действительность, строят потемкинские деревни. То есть России надо еще очень много преодолеть предрассудков. У нас только тогда будет хорошо, и тогда будем достойными членами мирового сообщества, а Интернет тогда будет свободно распространяться и так же свободно использоваться, как нынче используются радио и телефон.
|