[07.07.1999, 16:15:37]
Андрей Цунский, <andy@onego.ru> Президент, едешь в отпуск - передай полномочия премьеру
А.Цунский: Юрий Михайлович, вы представляли Государственную Думу в Конституционном Суде. А каким образом депутату поручают такое дело и почему именно вас уполномочили это делать в этом конкретном случае?
Ю.Нестеров: Согласно Закону о Конституционном Суде, с запросом в Конституционный Суд может обратиться не отдельный депутат, а Дума в целом. Поэтому текст запроса утверждается постановлением, то есть - специальным голосованием в ходе пленарного заседания Думы. В это постановление так же включается и фамилия того депутата, которому Дума поручает представлять ее по данному вопросу. В КС есть и еще и постоянный представитель нижней палаты, но это не депутат, это сотрудник аппарата, юрист. Так что когда Дума проголосовала за данный вопрос, в текст включили мою фамилию.
А.Ц.: С чем связано именно ваше назначение? Вы просто были менее загружены в это время или же вы стояли у истоков запроса, были его инициатором?
Ю.Н.: Именно так. Я был автором, и поначалу единственным автором законопроекта "Об обеспечении непрерывности полномочий Президента, в случаях, когда он временно не может исполнять свои обязанности". Известен еще один законопроект на сходную тему, так называемый "законопроект Бабурина-Говорухина", но он касается случая досрочного прекращения полномочий президента, скажем, его отрешили от должности, или он умер, не дай Бог, или ушел добровольно в отставку, или настолько серьезно заболел, что в принципе не может исполнять свои обязанности и нужно снова выбрать президента. В этом случае его обязанности исполняет премьер-министр. Но это один случай временного исполнения обязанностей президента.
Но есть и другие случаи, когда Президент только временно не может исполнять свои обязанности, скажем, заболел, или его, как Рейгана в свое время, ранил террорист, и он временно не в состоянии справиться со своими обязанностями. Как в нашей Конституции рассматривается такой случай? Крайне неясно. Можно было принять Закон сразу, но велик был шанс, что президентская сторона сочтет его неконституционным, на закон президент наложит вето. Мы не хотели делать лишнюю работу, а хотели сначала получить четкое и ясное толкование КС, как именно понимать эти нормы. Там написано, что если президент не может исполнять свои обязанности, они переходят к премьер-министру, но не дописано, относится ли это к тем случаям, когда президент не может исполнять свои обязанности окончательно, или же и к ситуации, когда президент временно утрачивает способность руководить.
Кроме того, по мнению разработчиков закона, президент не просто имеет права передать свои полномочия премьеру в случае таких обстоятельств, а обязан это делать - страна не может оставаться без высшего должностного лица. В Конституции об этом четко не сказано, и мы хотели получить от КС необходимые ориентиры, по которым было бы можно строить закон. Такие разъяснения и ориентиры мы и получили.
А.Ц.: Многие средства массовой информации вчера подчеркнули, что данный законопроект и этот запрос в КС были связаны прежде всего с запущенной Думой процедурой импичмента. Но если судить по вашим словам - это не так. На тот случай хватило бы законопроекта Бабурина-Говорухина... Скорее, его причина в состоянии здоровья нынешнего президента...
Ю.Н.: Данный запрос ни в коей мере не продиктован особенностями здоровья Бориса Николаевича Ельцина. Это вопрос системный. Множество ситуаций могут вывести из строя и абсолютно здорового президента - как я уже говорил, покушение террориста или автокатастрофа... Страна не должна ни на один час оставаться без высшего руководителя, армия - без Верховного Главнокомандующего. Если на этот вопрос не отвечает впрямую Конституция - должен быть подробный закон. И в данном случае речь шла не о политической конъюнктуре, а именно о том, что в таком важном вопросе существовала конституционная дыра.
В нашей стране мы имеем дело с редким случаем - Конституционный Суд вынужден сейчас доделывать работу, которую оставили незавершенной разработчики Конституции. Вспомним, как был принят ныне действующий Основной Закон? Его буквально навязали народу. Сначала прекратили действие прежней Конституции, несколько месяцев мы жили без нее вообще, а потом людей поставили перед выбором: либо принимать эту, мягко говоря, "недоработанную", либо жить вообще без какой бы то ни было еще неопределенное время. Это напоминает дом, который приняли с дырами в стенах, без стекол, без сантехники и отопления, и жильцам, заселившись, приходится все это доводить до ума самим. Этим сейчас занимается КС.
А.Ц.: Исходя из рекомендаций КС, и.о. президента не является президентом полноценным: он не может объявить референдум, распустить Думу...
Ю.Н.: И не может вносить предложений по изменениям в Конституции. Я бы, на самом деле, если б участвовал в разработке Конституции, сделал бы систему передачи полномочий более подробной, предусмотрел бы разные механизмы передачи властных полномочий в зависимости от конкретных обстоятельств, о которых мы уже подробно говорили сегодня. В том числе я предусмотрел бы для этих случаев различную степень перехода этих полномочий к и.о. Что же касается тех, о которых говорит КС - это правильно. Легитимный Президент избирается всенародно, а и.о. назначается - это большая разница - и передавать ему власть в таком объеме ни к чему.
А.Ц.: Многие говорят, что Ельцину давно пора в отставку. А возможен ли вообще, в принципе, такой поворот событий?
Ю.Н.: Я мог бы сейчас сказать, что это маловероятно, что это невозможно себе представить, оценить ситуацию логически... Но я точно так же логически оценивая ситуацию, говорил в августе 93 года, что нам предстоит спокойная осень... Борис Николаевич способен на все, что придет ему в голову, предугадать невозможно. Я теперь отношусь к этому достаточно спокойно.
А.Ц.: Когда будет избран новый президент, будут ли внесены изменения в Конституцию?
Ю.Н.: Думаю, что этот процесс начнется раньше. Поправки еще не то чтобы уже будут приняты, но будут согласованы и их будут открыто обсуждать. А как только власть перейдет к новому президенту, процесс этот пойдет полным ходом.
А.Ц.: Удовлетворены ли вы сегодняшними разъяснениями КС?
Ю.Н.: Когда я говорю, что удовлетворен, это означает, что у меня нет претензий собственно к Конституционному Суду. Но есть претензии к решению, которые надо отсылать к самой Конституции. Итак, КС подтвердил, что Президент может передавать свои полномочия премьеру по доброй воле, не только тогда когда уходит в отставку, но и временно. Из этих слов явствует, что Президент может передавать свои полномочия даже на время отпуска. Конституция ему этого не возбраняет. Или когда ложится на несколько дней на операцию... Может - но не обязан! КС четко сказал, что никаким иным актом Президента к этому принудить нельзя, и власть передается только его личным Указом. А если Президент не в состоянии подписать Указ? По Конституции, его полномочия переходят к премьеру, но механизм этого перехода внятно не прописан. Неясности остаются.
Мы должны осенью принимать закон, но уже понятно, что это будет не тот закон, проект которого мы приготовили. В нашем варианте речь шла и об отпуске, и о том, что, покидая Кремль или свою официальную резиденцию, Президент обязан передавать премьеру свои полномочия, чтобы все правительство не мчалось по каждому вопросу на самолетах к тому теннисному корту или бассейну, где отдыхает Президент. КС закрыл ту "дырку" которая мешала нам приступать к разработке текста закона, но к качеству самой Конституции остаются многочисленные претензии. Она напоминает стул с подпиленной ножкой, который все время качается.
|