[07.06.1999, 21:17:00]
А. Цунский, <andy@onego.ru> А.Герасимов: "А я министр госбезопасности!" - сказал незнакомец...
А.Цунский: Андрей, расскажи, как случилось, что тебе пришлось пойти по дорогам, причем в буквальном смысле?
А.Герасимов:Это произошло очень давно, когда еще и Интернета-то никакого не было. И даже тогда, когда я еще и о FIDO ничего не слышал. Просто, как все молодые "неформалы", хотел передвигаться по стране, а денег не было. Нужно было поехать из Харькова в Москву. Я вышел на трассу, потому что слышал от кого-то, что так бывает. К счастью - шел недолго, около суток. Сейчас, по нынешним временам, это считается очень долго, но тогда было меньше машин, сами машины были другие, ездили медленнее...
А.Ц.: Сейчас автостоп стал спортом, появились клубы, форма... Когда ты впервые надел форменный комбинезон?
А.Г.:Меня пригласили вступить в команду "УЛЬТРАавтостоп", это одна из самых профессиональных команд в стране. Но ориентирована она не на гонки, хотя и участвует в них иногда, впрочем, больше для тренировки. Основные цели - это экстремальные путешествия в те места, куда нельзя добраться традиционным путем. В активе команды - путешествия по Африке, по пустыне Каракумы, авиастоп на Камчатку. Самое экзотическое место, где побывал я сам - это Северный Кавказ, когда мы с Филиппом Леонтьевым, генеральным директором команды "Ультра", прошли от Батуми до Москвы, причем экзотика, если так можно выразиться, этого путешествия, заключалась не только в маршруте, но и в цели. Один из московских клубов автостопа организовал путешествие в Африку, по маршруту Грузия - Турция - Сирия - Иордания - Египет и далее Судан. Это был клуб "Академия Вольных Путешествий" под руководством Антона Кротова. Он возглавлял и данную экспедицию. Когда шесть ее участников добрались до Батуми, произошло недоразумение с местными правоохранительными органами, путешественников задержали без объяснения причин: видимо их приняли за шпионов или террористов.
Узнать об этом нам удалось благодаря случаю и смелости одного из спортсменов, он просто убежал от милиционеров и успел позвонить своей девушке в Санкт-Петербург. Родители ребят и их коллеги развили бурную деятельность, подняли на ноги МИД, посольство Грузии, но этих мер оказалось мало. Задействовали прессу, телевидение, но и это не принесло результата - тогда и было принято решение о снаряжении спасательной экспедиции.
А.Ц.: И как же вы действовали, как готовились к экспедиции, к кому обращались, когда добрались до места?
А.Г.: На стадии подготовки экспедиции нам очень помогла Ассоциация Путешественников России, которая выдала нам командировочные удостоверения. В такой непростой ситуации это были весьма важные документы. Времени терять было нельзя. Поэтому мы немедленно с этими удостоверениями отправились в аэропорт "Внуково" и осуществили авиастоп "Москва-Кутаиси".
А.Ц.: А как осуществляется авиастоп, ведь за билеты-то обычно надо платить?
А.Г.За проезд в автобусе по дороге тоже надо платить! Авиастоп осуществляется так же, как и автостоп. Обычно для этого используются транспортные самолеты. В экипаже, естественно, есть командир. Он вправе решить вопрос - взять кого-то на борт или нет. Авиастоп существует давно. Известен даже случай, когда таким образом путешествовал бывший президент Эстонии, он даже написал об этом в одной из своих книг.
А.Ц.:Вернемся к спасательной экспедиции...
А.Г.:Да. Мы прибыли в Кутаиси и затем автостопом дошли до Батуми. На административной границе республики Аджария нас высадили из машины, на которой мы ехали, забрали наши документы и потом шли долгие переговоры по рации, милиционеры связывались с начальством. Затем появились загадочные люди в штатском, и тоже с рациями, и первое время мы не понимали, чего же от нас хотят. Было страшновато. Не отдавая документов, они нас посадили в служебную машину и куда-то повезли. Но потом выяснилось, что ничего страшного с нами делать не собираются, более того - нас отвезли в гостиницу "Интурист", поселили и сказали, что назавтра мы можем пойти в Батумское отделение МИД Грузии, и начать заниматься тем, зачем приехали. Что мы и сделали. Были и в других учреждениях. Очень хорошо нас приняли в Министерстве внутренних дел, хотя там выяснилось, что в МВД никто нам помочь не может, поскольку задержание ребят было инициировано аджарской службой госбезопасности.
Всего я рассказать просто не могу, но в результате всей нашей бурной деятельности нам сказали, чтобы мы не беспокоились, выделили машину, чуть ли не представительскую правительственную, и отвезли в загородный ресторан, куда к пяти часам того же дня привезли и наших ребят, прямо из батумской тюрьмы. Смотреть на них было тяжело. К чести грузинских органов, ребят никто не бил, и обходились с ними достаточно корректно, но они довели себя до очень тяжкого состояния сами, объявив голодовку, которую держали пять дней. Что особенно приятно сказать - те, кто отдал приказ задержать ребят, приехали и сами в этот ресторан, и лично принесли свои извинения, вели себя очень достойно, по-джентльменски признав свою ошибку, устроили нам настоящее грузинское угощение. А затем, вдоволь ребят накормив, "принимающая сторона" предоставила им автотранспорт до границы с Турцией, которая находится от Батуми примерно в двадцати километрах, а нам предложили дождаться самолета до Москвы, который улетал через два дня. Расстались мы друзьями. А самолета мы дожидаться не стали - решили, что за те же два дня мы дойдем до Москвы автостопом, но при этом увидим много интересных и красивых мест.
Так оно и вышло. Но по пути нас ждало еще одно приключение. Одна из первых машин, которые остановились, оказалась большим черным "Мерседесом", сидевший в нем очень солидный человек, как водится, начал нас расспрашивать о том, зачем мы приехали, что делали в Аджарии, и проявил большую информированность в наших делах. Так как эта информация нами не афишировалась, мы несколько удивились и задали встречный вопрос - "А откуда вы все это знаете?" Человек ответил: "Работа такая! Я министр госбезопасности Аджарии!" После этого он отвез нас к себе домой, накормил обедом, напоил кофе и отправил на административную границу Аджарии, откуда мы и продолжили свой путь. Так что грузинское гостеприимство - это не только в кино бывает. Оно меня просто поразило. Вот вам простой эпизод. Мы искали междугородный телефон, нужно было связаться с Москвой. Обратились к прохожему. Тот вынул из кармана сотовый аппарат и сказал "Звоните!" Люди очень хорошие и дружелюбные, и если раньше там была напряженная обстановка, теперь там все очень хорошо, я с удовольствием съездил бы в эти края просто отдохнуть.
А.Ц.: Так выходит, что автостоп еще и прекрасное средство общения?
А.Г.:Автостоп - это такая жизнь. Это конечно не просто способ перемещения из одного места в другое. Когда путешествуешь, встречаешься со многими людьми из других социальных групп, с которыми в обычной жизни редко пересекаешься. Это могут быть водители "Камазов" откуда-нибудь из Мурманска, "крутые ребята" на шестисотых "Мерседесах"... За время обычного пути от Москвы да Питера можно получить массу новых впечатлений, недоступных тем, кто едет на поезде или летит самолетом.
А.Ц.: Впечатления бывают не только приятные. Какие опасности чаще всего подстерегают автостопщика в пути?
А.Г.:Как ни странно, такие же, как и обычного человека. Основная опасность - это попасть в аварию, в дорожно-транспортное происшествие. Конечно были и случаи, когда автостопщик подвергался нападению со стороны каких-то местных хулиганов - но это достаточно редко случается, да от этого вы не застрахованы и в собственном подъезде...
А.Ц.:А помогает ли реально форма при путешествиях автостопом, или это просто красивая одежда, которая выделяет вас среди других людей?
А.Г.:Конечно, помогает - никто бы ей и не пользовался просто ради желания выделиться. Она продумана с точки зрения удобства и безопасности. Она очень яркого, специального цвета, очень хорошо выделяющегося на дороге. Человека видно издалека. На форму нашиваются специальные светоотражающие поверхности, так что спортсмена видно и в темноте.
А.Ц.: Недавно прошло традиционное уже для российских автостопщиков событие, называемое "Встреча на Эльбе"...
А.Г.:Это давняя история. Когда клубов автостопа было мало, а основными были московская Академия Вольных Путешествий, а в Питере - Питерская Лига Автостопа, спортсмены решили встретиться где-нибудь на середине самой популярной трассы России, Москва-Санкт-Петербург, и просто пообщаться. По аналогии с известной встречей союзнических войск, мероприятие получило название "Встреча на Эльбе". А подробнее о нем можно узнать и в сети - есть соответствующий сайт.
А.Ц.: А как проходят соревнования автостопщиков?
А.Г.Сложнее, чем кажется на первый взгляд. Утверждаются правила, участники получают номера, назначается трасса и арбитры. Оговариваются контрольные пункты, где участники соревнований должны обязательно отметиться, утверждаются сроки безопасности. Побеждает тот, у кого лучше тактика. Если трасса продумана хорошо - тот, у кого лучше стратегия. Но я не участвую в соревнованиях, потому и вступил в команду, которая занимается не гонками, а путешествиями. Мне не интересно соперничество на трассе, куда лучше быть путешественником, который может остановиться в понравившемся месте, осмотреться вокруг. Подробнее можно узнать обо всем этом прямо в Сети. Готовится сайт http://ultra.travel.ru . А в FIDO давно и успешно действует эхоконференция RU.AVTOSTOP/fido7.ru.autostop. Я сам модерирую мэйл-лист, которым пользуются спортсмены для межклубного общения.
|