[14.05.1999, 17:14:32]
Александр Гагин, <gagin@rinet.ru> Интервью с Алексеем Кривенковым
Компания DataArt, формально американская, но говорящая по-русски, ворвалась в русский Интернет очень быстро, за полгода войдя в верхние десятки рейтингов популярности со своим проектом mail.ru и с недавно запущенным "мойБлокнотом" (base.ru). Третьего мая бесплатной русской почтовой службой mail.ru была взята планка в 200 тысяч зарегистрированных пользователей. Российская штаб-квартира компании DataArt расположена в Питере, а на интернет-форумах в начале года mail.ru представлял Алексей Кривенков, беседу с которым мы предлагаем вашему вниманию.
Газета.Ру: Как мне следует представить Вас читателям? Какую роль Вы играете в
проекте Mail.ru?
Алексей Кривенков: Я являюсь сооснователем и директором проекта, партнером в
DataArt, центральный офис которой находится в Нью-Йорке. Так получилось, что за год моего пребывания там я успел поучаствовать в зарождении компании. Потом - вернулся в Россию, и постепенно в Питере появилось вполне жизнеспособное подразделение компании.
ГРу: А Ваш партнер - русский основатель с американским офисом или американец?
АК: Американец русского происхождения - Женя Голанд (президент DataArt'a). Он тоже родом из Питера, но в Нью-Йорке живет уже десять лет.
ГРу: Mail.ru - это просто один из проектов вашей компании?
АК: Да. Один из многих. Работая в Петербурге и делая множество интересных вещей для Интернета, показалось скучным не участвовать в жизни Рунета. Сразу после того, как mail.ru стартовал, мы не могли предположить, что он займет столь твердую позицию в русской сети. Теперь, когда это в какой-то степени произошло, мы стали относиться к нему как к любимому детищу, не жалея сил и средств на его здоровье и процветание. Прежде все проекты были ориентированы на западный рынок и западного заказчика.
ГРу: Это как раз та ниша, которая, казалось бы, должна быть очень продуктивна - производить программные продукты дешево здесь и дорого продавать их там. Насколько это действительно успешно?
АК: В полной мере. Разнообразие задач, которые приходится решать, и лестные отзывы клиентов не могут не радовать. Появляется возможность расти и работать с настоящими профессионалами.
ГРу: Есть ли другие известные проекты DataArt'a?
АК: Есть еще MyPhoneBook - наш проект, недавно русифицированный (Base.ru). Рекламная кампания этого проекта здесь только началась, я думаю, он найдет своих почитателей. Есть у нас еще один проект, ориентированный на корпоративный рынок: веб-система управления разработкой проектов. Она давно существует во внутреннем варианте, вся наша работа здесь и в Нью-Йорке координируется через эту систему. Уже скоро мы выпускаем вторую версию коммерческого качества, и у нас уже есть запросы на нее от достаточно крупных клиентов, таких как Cisco и один всемирно известный банк.
ГРу: Насколько это совпадает с тем, что называется системами электронного документооборота? Мне представляется, что в доинтернетовскую эпоху для этого были разработаны сложные программные системы, а потом пришел веб, и параллельно появилось то же самое, причем на более примитивном технологическом уровне.
АК: То, что мы делаем сейчас - это программное ядро с возможностью расширения, с учетом стандартов корпоративного документооборота. Существует определенный набор бизнес-правил, набор процедур, существуют разные индустрии, в которых эти правила меняются в зависимости от нужд конкретной индустрии. Сейчас мы делаем универсальное ядро, следующей задачей будет настройка, согласование с правилами, принятыми в конкретной отрасли. Сейчас для нас являются целевыми область разработки программ и туристический бизнес. Исторически сложилось так, что мы общаемся с крупными нью-йоркскими компаниями, занимающимися туризмом. Второе по величине агентство в Нью-Йорке, Zenith Travel, - наши старые клиенты. Точнее, они были вторыми по величине до момента, когда они разделили свои акции и владельцев.
ГРу: Много ли у вас сотрудников?
АК: В Нью-Йорке - 15 человек, и в Санкт-Петербурге столько же. У нас два отдела программирования: один занимается разработкой систем автоматизации документооборота и всевозможными базами данных, а второй - прочими проектами, в том числе и mail.ru. Больше половины штата - программисты.
ГРу: А маркетинговая служба и отдел продаж?
АК: Они существуют в Нью-Йорке, создавать их здесь мы еще только планируем.
ГРу: Я задал этот вопрос, потому что в отношении таких проектов, как Mail.ru или MyPhoneBook, всегда не очень понятно, окупаются ли они с рекламы или с экспорта технологии.
АК: Сейчас главным направлением является продажа технологий на Западе. Бесплатные веб-сервисы являются хорошей демонстрацией того, что мы делаем. Но в недалеком будущем мы намерены стать заметным участником на рынке русскоязычной интернет-рекламы, и у нас, безусловно, будут интересные предложения рекламодателям.
ГРу: Был момент, когда активно говорили о том, что Интернет, наконец, составит конкуренцию Windows, став, в некотором смысле, альтернативной платформой для приложений. Что все офисные пакеты будут реализованы в таком варианте. Мы видим, насколько популярны вебовские почтовые клиенты. Но, с другой стороны, вряд ли можно перенести на веб текстовые редакторы или таблицы.
АК: Я считаю, что можно. Конечно, неразумно утончать клиентское рабочее место в ущерб удобству пользователя и здравому смыслу... С другой стороны, существует ряд задач, когда географическая распределенность системы является одним из важных требований.
То, что действительно интересно, - это придумать некую схему распределения информации при ее централизованном хранении, сохранив удобство, "домашность" работы. Это то, чем мы сейчас занимаемся. В проекте MyPhoneBook идет работа со всевозможными переносными устройствами - с палмтопами, сотовыми телефонами. Мы делаем модули синхронизации той информации, которую человек может взять с собой, и той, что всегда есть на сервере и всегда доступна участникам проекта. Очень многим интересны подобные разработки, судя по отзывам пользователей MyPhoneBook.
ГРу: Насколько этот проект популярен, оправдались ли ожидания?
АК: Сейчас он не является "популярным" проектом в полном смысле этого слова. После получения исчерпывающего представления о том, что внутри, у нас зарегистрировалось около ста тысяч пользователей. Для большинства это - удобный способ сохранить в надежном месте копию своей записной книжки, чтобы потеря оригинала, не дай бог, не означала потери контакта с многими знакомыми и партнерами. Процент пользователей, разъезжающих по миру и часто к нам заглядывающих, не очень высок, сейчас это - каждый десятый.
ГРу: Вы говорили, что за первые 4 месяца работы на mail.ru зарегистрировались 100 тысяч пользователей, и из них 70 тысяч активно пользуются системой. Какие же технические мощности нужны для такой нагрузки?
АК: В качестве главного сервера работает двухпроцессорный Pentium-II с 512 мегабайтами памяти. Вокруг него стоят три помощника, сходных по устройству, которые облегчают работу главного сервера - принимают и отдают почту, делают бэкап, анализируют логи. Все-таки проблема роста нагрузки время от времени возникает, мы ее решаем увеличением количества серверов и их мощности, оптимизацией программного обеспечения в "узких" местах. Помимо этого, на сервере постоянно появляются новые функции. Так, за последний месяц мы сделали специальные папки для копий отправленных сообщений и черновиков, добавили фильтры, выделение непрочитанных и отвеченных писем. Еще пользователи веб-интерфейса могут решить, забирать или нет содержимое отдельных папок настольной почтовой программой. Впереди много планов. Совсем скоро мы закончим тестирование новой версии программного обеспечения, позволяющей системе безболезненно расти в течение нескольких лет. Это заметно увеличит скорость работы сервера.
ГРу: Дисков хватает на такое количество пользователей?
АК: Да, хватает. У нас есть ограничение - 2 мегабайта на пользователя. Анна Каренина, например, в нашем ящике спокойно умещается. Мне лично этого хватает.
ГРу: Вы и сами пользуетесь mail.ru?
АК: Да, я сам пользуюсь. Увеличение дисковой квоты мы собираемся сделать платной услугой.
ГРу: Каким образом mail.ru удалось попасть в пятерку самых посещаемых сайтов по Rambler Top100 за такой короткий срок, не делая мегасервер или портал?
АК: У меня есть глубокое убеждение, что лучше сделать что-то одно хорошо и на этом концентрироваться, чем натворить много заделов в каждом направлении, при этом в каждом конкретном направлении оставаясь полу-чем-то. То, что интересно, - это качественная почтовая услуга. Вообще, мы намерены сломать общественное мнение, убедить людей в том, что бесплатная почта может быть вполне качественной услугой, что ее могут нормально поддерживать, что у тех, кто ее поддерживает, есть к этому интерес, способность и возможности. Признание многих пользователей даст проекту окупиться, пусть и не в ближайшие год-два.
ГРу: Каковы Ваши оценки: то количество активных пользователей, которое сейчас достигнуто, будет расти до какого момента?
АК: Безусловно, произойдет какое-то насыщение. Мы три месяца подряд ежемесячно удваивали количество пользователей. Естественно, когда-то это закончится. Сейчас у нас достаточно стабильный уровень регистрации новых пользователей - около 2 тысяч в день. Рекламные действия вносят некое отклонение - порядка 100, 200 ежедневных пользователей. Я думаю, реально мы сможем достигнуть 500 тысяч пользователей через год.
ГРу: Но это - половина всех русских пользователей.
АК: В Интернет приходят новые люди, происходит ротация. К тому же среди моих знакомых есть много тех, кто не пользуется Интернетом ежедневно или еженедельно, тем самым оказываясь неучтенными в "русском мильоне", но, приходя ко мне в гости, они читают почту, пришедшую к ним за это время. Эачастую люди пользуются e-mail уже не потому, что нужна оперативность, а в силу привычки и, наоборот, отвыкания писать на бумаге. И тем, кто не имеет стабильного доступа в Интернет, приходится ходить в Сеть "в гости", чтобы переписываться с теми, кто разучился писать на бумаге. При абсолютной бесплатности, ящик у нас - идеальное решение.
ГРу: Вы активно рекламировались баннерами - можно назвать какие-то цифры?
АК: Мы показывали баннеры во всех трех системах, за первые четыре месяца - не больше четырех миллионов. С одной стороны, это не так много, а с другой - мы существуем в небольшой песочнице всего лишь с миллионом людей, а значит, на каждого пришлось по пять баннеров в среднем.
ГРу: Как опыт рекламы системы здесь сравнивается с опытом рекламы в англоязычном Интернете?
АК: Никак. Абсолютно разные методы, абсолютно разные способы, - может быть, опять же, потому что мы это плохо умеем. Как продукт, как технология, реклама наших систем идет в основном через наших существующих клиентов. Могу рассказать историю, как там рекламировался MyPhoneBook - на опечатках. Существуют известные домены - netscape, yahoo, aol. Мы зарегистрировали 100-200 доменов, которые немногим отличаются от
оригинальных названий. Одни и те же опечатки делают десятки тысяч человек ежедневно. Вместо долгого ожидания и ругани "host not found" мы сообщаем человеку об ошибке на понятном ему языке, даем ссылку на правильный адрес ресурса и показываем немного рекламы. Изначальная посещаемость myPhoneBook была достигнута именно таким образом. Иногда владельцы популярных ресурсов выражают сомнение в "законности" подобных доменных имен, но до сих пор все трения с интернет-гигантами (Microsoft, AOL, Lexis-Nexis, Compuserve - тоже AOL) удавалось разрешить мирно. Сейчас, правда, энтузиазм несколько поостыл из-за огромного количества чисто технологических проектов.
ГРу: Собираетесь ли вы интегрировать свои технологии в большой пакет?
АК: Безусловно, когда мы сейчас работаем над веб-офисными приложениями, главная задача - это все, что мы сделали, объединить в один сервер. Это дает очень много интересных возможностей. Например, для большой компании система архивации и учета всей проходящей через нее почты представляет очень большой интерес. Если туда добавить систему правильного документооборота, систему отслеживания маршрутов писем, систему отчетности и систему распределения обязанностей по ответам на них, - это уже будет серьезный пакет.
ГРу: Это очень большая тема, хватает ли ресурсов, с какой скоростью вы растете?
АК: Ресурсов хватает, - как только их начинает не хватать, мы растем. За год у нас появилось 15 человек. Иногда мы привлекаем внешние силы.
НОВОСТИ
Двух крупных югославских интернет-провайдеров собираются отключить от американского спутника в соответствии с приказом Клинтона. Однако не все так просто. Подробнее по-английски в Nando.
Очередное исследование (от Mediamark Research) показало, что 32.5% опрошенных взрослых американцев использовали Интернет хотя бы раз за предшествующий интервью месяц. Это - рост на 47% в год. Подробнее по-английски в CNNfn.
|