[25.05.1999, 19:32:37]
Анатолий Фоменко, Глеб Носовский. Больше историй, хороших и разных
Щ.Author Макс Фрай
Признаться, пафосное название двухтомника Анатолия Фоменко и Глеба Носовского "Русь и Рим" меня веселит изрядно. Зато подзаголовок, тоже вынесенный на обложку: "правильно ли мы понимаем историю Европы и Азии", - наполняет мое сердце бесхитростной детской радостью (очень похоже на эмоции, сопровождающие торжествующий вопль: "Дед Мороз все-таки есть!"). По моему глубочайшему убеждению, мы, люди, вообще все понимаем совершенно неправильно, в том числе и историю (Европы, Азии, Африки, Австралии - один черт, все равно ни хрена не понимаем!)
Если уж речь зашла о "понимании истории"...
Толковый словарь русского языка предлагает любопытствующему искателю смыслов целых семь значений слова "история":
1.Действительность в ее развитии, движении. Законы истории
2.Совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества. Всемирная (всеобщая) и. И. средних веков
3.чего или какая. Наука о развитии какой-н. области природы, знания. Естественная и. (устар.). И. театра
4.чего. Ход развития движения чего-н. (И. нашей дружбы. И. болезни (карта, в к-рой регистрируются изменения в состоянии больного)
5.Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. События, вошедшие в историю. И. умалчивает об этом (об этом не говорится, не рассказывается; шутл.)
6.Рассказ, повествование (разг.). Рассказывать смешные истории.
7.Происшествие, событие, преимущ. неприятное (разг.). Попасть в историю. Целая и. произошла с кем-н.
Признаться, мне всегда нравилось употреблять слово "история" в тех случаях, когда к нему применимы смыслы 1, 2 и 5, но подразумевать при этом смысл 7, под благодушное настроение, сгодится и смысл 6 - какое уж тут "правильное понимание"! ("Исторический персонаж" - это тот, кто по уши "влип в историю" и т.п.) Одно из главных достоинств двухтомника "Русь и Рим" Фоменко & Носовского состоит в том, что после его внимательного изучения редкий читатель откажется от соблазна произвести в своем сознании аналогичную рокировку смыслов.
Мои старинные друзья, художники, вот уже больше десяти лет занимаются форменным сотворением мира: лепка грандиозных пластелиновых ландшафтов, архитектурных сооружений, продуманных до мельчайших деталей, вплоть до цветастого коврика на пороге, и трогательных фигурок человечков и зверьков сопровождается у них педантичным созданием истории и хронологии (видите, на самом деле я не отвлекаюсь от фоменковской темы) этого виртуально-осязаемого мира ХОМАНА. В ходе работы ребята, сами понимаете, не раз эту самую историю переписывали (существует популярный миф, будто некоторые художники столь одержимы стремлением к совершенству, что способны всю жизнь переделывать ("доводить", "улучшать") одну-единственную работу, пока какая-нибудь добрая душа не уберет ее с глаз долой - так вот, этот тот самый случай). В какой-то момент "демиурги" на собственном опыте осознали, что прошлое - не постоянная величина, а весьма зыбкая субстанция, и сочли необходимым выдать по этому поводу следующий комментарий: "В языке МАСАНХА, изначальном языке мира ХОМАНА существует термин "БЕКЕНХАМА". Переводится это понятие как "упраздненное время" и применяется, когда речь идет о прошлом, достоверность которого не вызывала сомнений до какого-то момента, после которого стало вымыслом, мифом, поскольку на смену ему пришло новое достоверное прошлое".
В рамках этой причудливой логики двухтомник Фоменко & Носовского - отнюдь не эксцентричная выходка, не интеллектуальное юродство, не fantasy, ловко замаскировавшееся под научный трактат, а событие столь закономерное, что остается удивляться: а где другие версии? "Русь и Рим" с дивной подборкой доказательств всяких замечательных фактов (привожу навскидку несколько первых попавшихся: дата рождения Христа - 1095 год нашей эры, а распят он был в Трое; манчжурские правители Китая были монголами, а эти самые "монголы", в свою очередь, оказались русскими; библейский Моисей - это Эней... все, с меня хватит, сами читайте и наслаждайтесь!) - вполне хороша, "только этого мало"! Не знаю, кто там правит миром (все равно у него это хреново получается), но настоящую остроту этому вареву из человеческих судеб придают именно фальсификаторы и интерпритаторы, поэтому их должно быть как можно больше.
Одно воистину великое дело Фоменко сотоварищи уж точно совершили. Они четко и внятно напомнили нам, что историю (ту самую, которую мы учили, как минимум, в школе, и посему считаем не просто наукой, а своего рода грандиозной, многотомной аксиомой) писали живые люди. А живым людям свойственно не только ошибаться, но и сознательно фальсифицировать факты по желанию заказчика (PR - одна из древнейших профессий). И доверие к этой самой истории должно быть соответствующее. Астрологию вон почему-то объявили лженаукой, хотя, казалось бы... Разумеется, сама по себе альтернативная история от Фоменко заслуживает ничуть не большего (но и не меньшего) доверия, чем "классическая" версия, знакомая нам по школьным учебникам. В том-то и кайф! Историй должно быть много, хороших и разных, желательно, обоснованных и аргументированных (этому у Фоменко можно поучиться!) Чем больше историй появится у мира, в котором мы живем, - тем лучше: рано или поздно мы запутаемся в потоке противоречивых версий, окончательно перестанем понимать, где нас угораздило родиться, и станем, в каком-то смысле, людьми без прошлого - увлекательная перспектива!
|