Cкандал с *отмывкой денег* не отразится на отношениях США и России, считает ОлбрайтДагестан: федеральные силы почти захватили село ЧабанмахиБрал ли Ельцин Взятки?

Gazeta.Ru

Prev   25.11. 0, вторник Московское время: 12:15:31 Выпуск No. 094   Next
 
[16.07.1999, 16:55:31]
Дмитрий Турецкий,
<dmitri@listsoft.com>
Обезьяна или человек?

После появления моих заметок "Replace the user and press any key", "Hit any user to continue..." и некоторых других, у меня разгорелись несколько дискуссий с читателями на тему "должен ли не-компьютерщик тратить время на изучение компьютера". Пяток таких дискуссий продолжаются до сих пор, но хочу с гордостью отметить, что большинство оппонентов я убедил.

Основные аргументы моих противников сводились к следующему:

  • Компьютер - слишком сложная машина, и на ее изучение уйдет очень много времени. Некомпьютерщик, который использует компьютер только в качестве инструмента или партнера по играм, не может позволить себе тратить столько времени на изучение какого-то вспомогательного механизма и вполне может положиться на рекомендации профессионалов-компьютерщиков.
  • Выбор программ для работы и обучение пользованию ими также должны осуществлять профессионалы в компьютерах и по той же причине.

Я же пытался объяснить, что в познании компьютера есть два подхода: "дрессировка" и "обучение". Дрессировка заключается в создании четких инструкций по принципу "нажмешь вот эту кнопку - получится вот такая бяка". Подобным подходом, к сожалению, грешат многие компьютерные курсы и сисадмины - он проще, т.к. загоняет действия пользователей в определенные рамки и дает сисадмину возможность относительно спокойной жизни. Но как и все жестко заданные алгоритмы, такой метод начинает сбоить при появлении нестандартных (или стандартных, но непредусмотренных) ситуаций.

"Обучение" же, за которое ратую я, требует несколько больших усилий как от преподавателей, так и от учеников. Заключается оно в том, чтобы объяснить пользователю внутреннюю логику работы компьютера и программ (подчеркиваю, не машинные команды, двоичное счисление и т.п., а именно логику работы). При этом, если человеку объяснить, что такое архивирование файлов, для чего оно нужно и показать в качестве примера использование arj-а и WinZip-а, то, во-первых, он уже не будет посылать несжатные мегабайтные вордовые документы аттачем, а во-вторых, даже оказавшись за компьютером без привычной программы, сможет ее самостоятельно установить (или найдет, чем заменить). То же самое относится и к пользовательскому интерфейсу - как только человек уловит общие закономерности (а в идеале еще и научится читать help-ы), он сможет без больших проблем начать работать с любой программой.

К сожалению, ввиду врожденного скудоумия я так и не смог придумать какой-то аналогии, которая достаточно полно описывала бы взаимодействие пользователя и компьютера. Ну, попробуем для примера взять автомобиль. Если человека "дрессировали", то он вполне может ездить, пока все идет как следует. Но при возникновении любых неполадок ему придется обращаться в автосервис. Более того, при возникновении, скажем, непонятных стуков ему придется решать - то ли ехать в автосервис, то ли оставить все как есть (ведь ездит же!). Или же, что более вероятно, он этих стуков вообще не услышит.

Если же человек представляет устройство автомобиля хотя бы в общих чертах, то он сможет самостоятельно справиться с большинством мелких проблем (а, как известно, мелкие проблемы возникают гораздо чаще, чем крупные). Как минимум, он сумеет распознать проблему.

В отношении выбора программ - примерно то же самое. Основные рабочие программы должен выбирать пользователь - ведь именно ему придется с ними работать. Разумеется, ему придется приложить определенные усилия и потратить какое-то время на изучение альтернативных вариантов, но, как мне кажется, оно того стоит. Это как выбор автомобиля (если вернуться к той же аналогии) - можно взять то, что рекомендует продавец (или товарищ), а можно разобраться самому и купить ту машину, которая ниболее полно удовлетворяет именно ваши требования.

А вот со всякими мелкими вспомогательными утилитками вроде всевозможных перекодировщиков, дефрагментаторов и оптимизаторов можно и положиться на чей-то выбор, т.к., во-первых, их влияние на конечный результат на порядок ниже, чем вляние "основного рабочего инструмента"; во-вторых, замена подобной утилитки происходит намного менее болезненно, чем замена рабочих программ; а в-третьих, изучение тонкостей их работы потребует столько времени, что выигрыш, который они могут дать, его не окупит. Хотя и здесь понимание общих принципов работы может весьма и весьма пригодится.

Вот.


. Лист SOFT: подпишись!
. download.ru: русский софт
. Freeware.ru: халява, сэр!
. FreewareHome - то же
. DaveCentral - каталог
. TuCows - выбери зеркало
. WinFiles - часть C|Net.
. NoNags - только даром
. Filez - поиск софта
. FTPSearch - пойск по FTP
... Русский FTPSearch
ПРОШЛЫЕ ВЫПУСКИ
АВГУСТ 1999
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

НОВОСТИ OFFLINE
Наши новости - на пейджер Мобил Телеком!
Наши новости - на ваш пейджер!
НОВОСТЬ ДНЯ
В Москве взорвался жилой дом
В Москве взорвался жилой дом
КОММЕНТАРИИ
Пропавшие дети - 2
Пропавшие дети - 2
ПОМОГИТЕ ДЕТЯМ!
П о м о г и т е  д е т я м !
WWW.SOS.RU
Ляпкин Антон Ляпкин Антон
Отсутствие желчного пузыря
Роман Чеснов (3435) 23-64-94
ПОЛИТИКА В РЖ
Война. Отставка. Все про август!
Война. Отставка. Все про август!
MSNBC.RU
GAZETA.RU - ПАРТНЕРЫ MSNBC.RU
ПРАЗДНИК
праздник



ПОИСК ПО РАЗДЕЛАМ:

GAZETA.RU

.   Ну и денек

.   Бесэдер?

.   Немузыка

.   Macht Frei

.   Time o'clock

.   Текущий выпуск

.   От редакции

.   Алгоритм

.   Досье

.   Дисковод

.   Публикация

.   Служебный раздел

.   Здоровье

.   Интернет

.   Интервью

.   Книги

.   Комментарии

.   Культура

.   Курицын Daily

.   Лесные дали

.   Мнения

.   Наедине со всеми

.   Общество

.   Пресса

.   Пушкинский проект

.   Спорт



Lenta.Ru Rambler

RB2 Network

RB2 Network

Prev   25.11. 0, вторник Московское время: 12:15:31 Выпуск No. 094   Next

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network