[26.08.1999, 15:13:37]
Андрей Черкизов, Сергей Бунтман, Николай Александров, Юлия Мосиенко Эхо Москвы Cмерть Калиостро оказалась большей загадкой, чем его жизнь
Сегодня четверг, 26 августа 1999 года. История
полезна уже потому, что она учит нас не доверять истории...
Денек этот в истории вел
себя весьма забавно. То он разыгрывал весь честной народ, то яро
отстаивал права этого самого, разыгранного, люда. А все почему?
26 августа 1795 года умер великий заклинатель духов,
авантюрист и алхимик Джузеппе Бальзамо, известный как
Алессандро Калиостро. На самом деле смерть в замке Сан-Леоне -
самое загадочное, что произошло с мошенником. Граф Калиостро
раздал всем своим слугам по рукописному экземпляру своего
завещания за сутки до смерти и строго-настрого наказал, чтобы
похоронили его на родине, в Палермо, в родовом склепе. Через
день дворецкий с женой нашли Алессандро Калиостро бездыханным, они же приготовили графа к похоронам и повезли его в
семейный склеп, но по прибытии на место ни склепа и ни единой
живой души, знавшей об именитом семействе, не обнаружила. Выходит, что
не был Калиостро ни золотоваром, ни графом.
И тем не менее люди рождаются и остаются свободными в правах. 26 августа 1789 года была принята Декларация прав человека и
гражданина.
Два мудреца - Жан-Мари Лафайет и Томас Джефферсон - написали, а
Учредительное собрание приняло самый главный, быть может,
документ в новейшей истории человечества.
Сословия с их привилегиями становились прошлым;
нехотя, пятясь и возвращаясь, но все-таки уступали место
новому, то есть - хорошо забытому старому, - гражданскому
обществу.
Свобода состоит в возможности делать все то, что не вредит другому -
гласит четвертый пункт Декларации.
Уже свыше двухсот лет человечество защищает эту внешне очень
простую формулу.
И доказывает, при всем при том, что она не только кратка, но и
прочна...
Как и формула хулиганства. 26 августа 1978 года двое
американских школьников подключились к радиопередатчику
аэропорта Кеннеди и, расшалившись, стали объявлять по селекторной
связи аэропорта о страшных крушениях, происшедших с только что
улетевшими самолетами. Сами понимаете, злоумышленники были
наказаны и приговорены к пяти годам домашнего наблюдения,
ребята даже школу посещали в сопровождении полицейских. А та же
декларация прав человека их предупреждала: нельзя ограничивать
только то, что не запрещено законом.
Быть принцем в законе - особая привилегия. 26 августа 1819
года на свет появился принц Альберт Саксон-Кобургский.
Чрезвычайно положительна его роль в британской истории. Тем, что
английская публика его ненавидела, Альберт Саксен-Кобургский
отвел тень сомнения от самой королевы. Тем, что он был
образцовым мужем, принц восстановил престиж монархии, упавший
ниже некуда при беспутных дядьках Виктории. Умный, скромный,
работящий, Альберт стал секретарем жены, примером своим одолел
ее природную лень, тонким советом побудил не поддерживать
исключительно вигов, а стать нейтральным арбитром политической
борьбы. Принц Альберт сумел сбить спесь с надменного ведомства
иностранных дел, и тем не допустил конфликта с Пруссией и
Америкой. Кроме того он был умелым музыкантом, пылким любителем
искусств и наук и, уже почти сраженный тифом, работал над
открытием Кенсингтонской выставки.
Согласитесь, негоже принцам умирать от тифа. Их удел - веселиться
и отдыхать. Кстати, об этом самом веселье. Есть шутка, что по
статистике каждый второй египтянин мечтает посетить Россию,
чтобы самолично увидеть, где это люди так работают и устают,
что потом так отдыхают. 26 августа 1943 года СССР и
Египет установили дипломатические отношения.
Не знаю, где отдыхал аргентинский писатель Хулио Кортасар. Зато
точно знаю, что творил он в Париже, но это было много позже, а
пока, 26 августа 1914 года, Хулио Кортасар только появился
на свет.
В 1949 году, когда Хорхе Борхес опубликовал одну из главных
своих книг, сборник эссе Алеф, другой аргентинский писатель
Хулио Кортасар издал драму Короли, - едва ли не первое
произведение, принесшее ему настоящий успех. Два года спустя
Кортасар уехал в Париж. Он выступал со сборниками рассказов
(Зверинец, Конец игры, Секретное оружие), писал романы
Выигрыши, Игра в классики, смешивая авангард с фантастикой,
художественный вымысел с публицистикой, латиноамериканскую
экзотику с европейским интеллектуализмом, то есть во многом шел
по тому пути, который уже проложил в литературе Борхес.
Таким авангардным, с примесью латиноамериканской фантастики
был этот день в истории.
|