[29.04.1999, 20:15:04]
Топливный кризис в Санкт-Петербурге
В Петербурге и Ленинградской области - очередной бензиновый кризис. С начала недели цены на самые ходовые марки бензина А-76, А-92 выросли более чем вдвое и составили, соответственно, в среднем 4 и 6 рублей за литр. Резкий скачок цен вызван профилактическим ремонтом одной из установок на Кивишском нефтеперерабатывающем предприятии в Ленинградской области, которое поставляет основную долю топлива в Санкт-Петербург, отмечают представители Нефтяного клуба Петербурга.
Как сообщила журналистам генеральный директор cанкт-петербургской коммерческой информационной службы "Купол" Светлана
Снигирь, с начала недели на оптовом рынке нефтепродуктов региона
наблюдается резкий спад предложения. Основное снижение объемов
предложения наблюдается по наиболее ходовым автобензинам марки А-
92.
По словам Снигирь, операторы рынка связывают подобный спад
с невозможностью обеспечить регулярные поставки моторного топлива
с ПО "Киришинефтеоргсинтез" ("Кинеф" входит в компанию
"Сургутнефтегаз"). Сославшись на мнение операторов, Светлана
Снигирь заявила, что, несмотря на высокий уровень загрузки
мощностей Киришинефтеоргсинтеза, политика "материнской"
компании нацелена на экспортные поставки и фактическое
игнорирование внутреннего рынка РФ.
В настоящее время из 12 трейдеров, которые работали с
"Кинеф" на основе поставок давальческого сырья, осталось только
четыре, при этом 11,3% загрузки приходится на компанию "Балт-
Маркет", входящую в Балтийскую финансово-промышленную группу.
Однако даже Балтийская ФПГ, по данным С.Снигирь, не в состоянии
обеспечить полноценными объемами нефтепродуктов своих
контрагентов.
На петербургском рынке прокачки топлива средняя доля
продукции "Кинеф" достигает 60%. Между тем, отметила Снигирь, с
начала 1999 года наблюдается сокращение этого показателя, и в
настоящее время он не превышает 45%.
С начала недели около 20% работающих в городе
автозаправочных станций объявили об отсутствии топлива. В связи с
перебоями с поставками с "Кинеф" и подвозом продукции других
нефтеперерабатывающих заводов в Санкт-Петербурге зафиксирован
рост цен, прежде всего на бензин А-92. Сейчас цена одного литра
указанной марки бензина превысила на подавляющем большинстве АЗС
отметку четыре рубля. Рост цены, таким образом, за последние 10
дней составил около 20%.
Как полагает Светлана Снигирь, в ближайшее время операторы
рынка будут вынуждены переориентироваться на поставки с НПЗ из
других регионов России, а также из Белоруссии. Тем самым,
прогнозирует эксперт, цены на 92-й и другие марки бензинов и
дизельное топливо неизбежно повысятся.
Возникновение дефицита моторного топлива на рынке нефтепродуктообеспечения Санкт-Петербурга и, как следствие, повышение цен на горючее в регионе является закономерным. Такое мнение высказал в интервью Агентству нефтяной информации (АНИ) президент "Нефтяного клуба Санкт-Петербурга", председатель Лицензионной палаты администрации города Сергей Ветлугин.
По его словам, совокупность многих отрицательных факторов,
среди которых введение с начала года 5%-ного налога с продаж, а
также увеличение с апреля акцизов на нефтепродукты, существенно
снизило рентабельность предприятий нефтепродуктообеспечения. "У
многих компаний просто нет оборотных средств, мелкие операторы
либо рухнули, либо постарались с кем-то слиться", - подчеркнул
Ветлугин.
Кроме того, он подверг резкой критике сбытовую политику
нефтеперерабатывающего завода "Киришинефтеоргсинтез" (НПЗ
"Кинеф", дочернее предприятие нефтяной компании
"Сургутнефтегаз"), который осуществляет порядка 60% поставок
топлива на рынок региона. В частности, по его словам, получение с
НПЗ нефтепродуктов по стабильным низким ценам гарантируется
операторам лишь при условии предоставления заводу давальческого
сырья.
При этом президент "Нефтяного клуба" отметил, что "Кинеф",
стремясь обеспечить регулярное поступление валютной выручки,
наращивает объемы экспорта нефтепродуктов и "топливо практически
уходит за рубеж".
По его словам, в данный момент, в связи с начавшимися
сельхозработами, затруднены поставки топлива из других регионов
России. Свободно можно приобрести только бензин финского
производства, но его стоимость в настоящий момент "слишком высока
для большинства потребителей". Однако, по словам Ветлугина,
ввод в строй в июне текущего года нового терминала финской
компанией Neste "позволит иметь более дешевое топливо.
Киришинефтеоргсинтез
Петербургский нефтяной клуб обеспечил поступление топлива в город
|