[09.04.1999, 16:28:46]
Сергей Степашин поддался на провокацию МК, а Владимир Путин устоял
В сегодняшнем номере газеты "Московский Комсомолец" (9 апреля 1999 г.) опубликована статья Александра Хинштейна "Вы лжете, г-н Степашин!" Приводим ее полностью:
КАРЛА ДЕЛЬ ПОНТЕ: "ВЫ ЛЖЕТЕ, Г-Н СТЕПАШИН!"
Прокурор Швейцарии обвиняет министра России
Александр ХИНШТЕЙН
В Кремле — сумятица. Местные жители боятся, что об их огромных счетах в швейцарских банках узнает мир. А считалось, что какие-то факты приведет в своем выступлении перед депутатами Скуратов, однако Генпрокурор предпочел пока промолчать.
Тем не менее еще до выступления Скуратова министр внутренних дел Сергей Степашин предпринял контратаку. В интервью Интерфаксу он заявил, что федеральный прокурор Швейцарии Карла дель Понте во время встречи с ним (Степашиным) официально сообщила: никакими материалами о банковских счетах российских функционеров она не располагает. То же самое Степашин повторил и на заседании Госдумы.
Между тем Карла дель Понте восприняла этот спич с огромным удивлением.
— Я категорически отрицаю все сказанное г-ном Степашиным, — заявила вчера в телефонном интервью "МК" г-жа дель Понте, — во время короткой встречи с ним, которая проходила в рамках моего визита в Москву, тема эта вообще не поднималась, и г-н Степашин подобных вопросов мне не задавал. Чисто физически я не могла сказать ему, будто у нас нет информации о банковских счетах российских чиновников, поскольку не привыкла лгать. Г-н Степашин также кривит душой, утверждая, что группа сотрудников МВД якобы вылетела в Швейцарию и ищет у нас вывезенные из России деньги. Заявляю официально: никто из МВД в Швейцарию не приезжал и приезжать не собирается. Руководство МВД с такими просьбами к нам не обращалось.
— Г-жа дель Понте, чем, по-вашему, продиктованы ложные обвинения Степашина?
— Мне трудно судить. Не исключено, что это элемент политической игры, цель которой — подорвать доверие к моему коллеге г-ну Скуратову и тем расследованиям, которые мы ведем совместно с российской прокуратурой.
— Степашин призвал не политизировать момент. Ваше мнение?
— Переадресуйте этот вопрос Степашину. Именно он политизирует ситуацию, в то время, пока мы пытаемся довести до конца начатые уголовные дела.
— Насколько я понимаю, счета российских чиновников все-таки существуют, и вы располагаете такими сведениями?
— По-моему, это ясно вытекает из моих слов. Однако конкретизировать что-либо, называть фамилии и цифры я пока не могу. Подождите немного — рано или поздно все станет на свои места... |
Первым откликнулся на публикацию министр внутренних дел РФ Сергей Степашин. Он выразил удивление заявлениями федерального прокурора Швейцарии Карлы дель Понти о том, что она якобы официально не заявляла на встрече с ним об отсутствии сведений о коррупции в российском руководстве.
"Я с удивлением прочитал заявление Карлы дель Понти. Не понимаю, зачем ей понадобилось передергивать мои слова? Ведь на нашей встрече в Москве присутствовал посол Швейцарии, есть стенограмма беседы, - сказал Сергей Степашин. - При всем моем уважении к Карле дель Понти, ее нынешнее заявление не могу расценить иначе, как вмешательство во
внутренние дела России", - заявил министр.
Степашин подчеркнул, что сегодня направил в посольство Швейцарии своего первого заместителя, статс-секретаря МВД генерала Владимира Страшко "для получения объяснений". По словам Степашина, "в ближайшее время последует официальное опровержение МВД".
В посольстве Швейцарии в Москве подтвердили визит первого заместителя главы МВД РФ Владимира Страшко, однако в дипломатическом представительстве отказались как-либо осветить ход встречи и ее результаты.
НАШ КОММЕНТАРИЙ. Учитывая место публикации интервью швейцарского генпрокурора и репутацию автора скандального материала в журналистских кругах, уместно предположить, что министр внутренних дел поторопился обрушивать гнев на недавно посетившую нас жрицу швейцарской Фемиды. Для начала стоило как минимум проверить, имела ли место беседа между Карлой дель Понти и корреспондентом московской газеты, а если да - то что именно говорилось в этой беседе, и насколько близок к оригиналу тот пересказ слов генпрокурора Швейцарской Конфедерации, который предложила своим читателям газета за подписью А. Хинштейна. Не стоит забывать, что сенсационное интервью с Карлой дель Понти опубликовано на обороте той полосы МК, где сообщалось об указе Бориса Ельцина, освободившего от занимаемой должности руководителя ФСБ Владимира Путина (с назначением на его место генерал-лейтенанта Николая Патрушева). Эта деза Московского Комсомольца вчера уже была опровергнута нашей газетой, а сегодня к опровержениям присоединились и главные герои новости. Владимир Путин сообщил, что узнал о своей "отставке" из СМИ и перепроверил сообщение в администрации Президента, где оно было опровергнуто (кто б сомневался). На этом фоне безоговорочно верить в подлинность интервью А. Хинштейна с Карлой дель Понти было со стороны Сергея Степашина по меньшей мере преждевременно. Стоило по меньшей мере затребовать запись интервью.
Мы склонны предположить, что обе скандальных публикации сегодняшнего МК - деза про отстранение Путина и сомнительное интервью с Карлой дель Понти - являются заранее просчитанными провокациями, преследующими вполне определенные, четко осознанные заказчиком, политические цели. Кому и зачем нужно было распускать слух об отставке Путина - гадать не станем, а вот насчет причин публикации скандального (и, по всей вероятности, не вполне аутентичного) интервью Карлы дель Понти одну гипотезу все же выскажем. Цель этой публикации могла как раз состоять в том, чтобы спровоцировать Сергея Степашина на резкие и некорректные высказывания в адрес швейцарской коллеги Юрия Скуратова. После таких высказываний сама статья как casus belli автоматически утрачивает свою актуальность, поскольку начинается самостоятельный международный скандал в связи с оскорблением швейцарского сановника российским министром. В этом скандале Степашина не спасут никакие ссылки на публикацию МК, ибо за стиль и содержание материалов, публикуемых в этом издании, Карла дель Понти никакой ответственности не несет.
Если мы правильно понимаем смысл провокации, то нам остается лишь поздравить коллег с большой (хотя и не совсем журналистской) удачей. Степашин действительно сорвался и отреагировал на слова Карлы дель Понти так, как будто бы располагает неопровержимыми доказательствами подлинности опубликованного интервью. Пусть это послужит ему уроком на будущее. А заодно и всем нам.
|