[02.06.1999, 15:09:54]
Теперь от Госдумы зависит, получит Россия кредит МВФ или нет
Государственная Дума на пленарном заседании в среду, как ожидается, обсудит первую часть из подготовленного правительством пакета законопроектов, от принятия которых напрямую зависит получение кредитов от Международного валютного фонда.
Речь идет о 30 законах, подготовленных и представленных в Госдуму еще правительством Евгения Примакова в соответствии с рекомендациями фонда, которые были высказаны российскому правительству в конце апреля. Как сообщило РИА "Новости", премьер-министр Сергей Степашин на днях направил в нижнюю палату письмо, в котором подтвердил намерение нового кабинета добиваться принятия этого пакета. По информации думских источников, комитет нижней палаты по бюджету, налогам, банкам и финансам сумел подготовить к среде для обсуждения на пленарном заседании 2 законопроекта - "О реструктуризации кредитных организаций" и "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон о Центральном Банке РФ и в федеральный закон о рынке ценных бумаг".
По мнению экспертов, с которыми удалось побеседовать корреспондентам РИА "Новости", перед думцами стоит сложная и ответственная задача - решить судьбу не только этих законов, но и других, весьма непопулярных. К последним относятся законопроекты и поправки к законам о вмененном налоге, акцизах на алкоголь, о налоге на бензозаправочные станции и о пошлинах на автомобили с большим объемом двигателя. Эксперты не берутся предсказывать, как будет проходить процесс законотворчества по этой группе представленных правительством законопроектов, однако напоминают, что правительство Сергея Кириенко так и не смогло пробить брешь в сознании депутатов, когда прошлым летом представило на их рассмотрение пакет документов, схожих с отстаиваемыми сейчас кабинетом Сергея Степашина законопроектами.
Правда, степень ответственности, которая ложится на плечи думцев, сейчас совсем иная. Принять законы и поправки требует МВФ. Это непременное условие для достижения договоренности о рефинансировании российского долга фонду и, следовательно - ключ к разрешению проблем с другими зарубежными кредиторами. Соглашаясь на рефинансирование долга, МВФ хотел бы знать твердо и точно все о реальных перспективах, пусть хотя и отдаленных, возвращения кредитов, предоставленных и вновь выделяемых России. А эта перспектива возврата российских долгов может быть реальной только тогда, когда, как считают в фонде, в России будут прежде всего нормально функционировать Центробанк, вся банковская система и в максимально возможной мере регулярно собираться налоги.
Как считают эксперты, прежде чем выносить вердикт в отношении представленных правительством законопроектов, депутаты должны были бы произвести элементарные арифметические подсчеты. Как известно, доходная часть Бюджета-99 в пересчете на доллары по курсу 21 рубль 50 копеек (заложенный в бюджете курс) составляет 22 миллиарда долларов. В доходах уже предусмотрены 4,5 миллиарда долларов, которые планируется получить от МВФ на рефинансирование долга самому же фонду, который надо погасить в текущем году. Всего Россия должна осуществить в 1999 выплаты в размере 17,5 миллиардов долларов по внешним долгам. Следовательно, в случае отсутствия договоренности с МВФ из-за непринятия Госдумой пакета законопроектов Россия не получит 4,5 миллиардов долларов от МВФ и помимо этого будет еще обязана выплатить зарубежным кредиторам 17,5 миллиардов, что как раз составит общую сумму бюджетных доходов, предусмотренных на текущий год. В этом случае госказна окажется пустой, и жить государству будет не на что. Если же Россия не выполнит свои долговые обязательства, то она станет страной-банкротом. А последствия банкротства нетрудно предвидеть - арест российских банковских счетов и собственности (движимой и недвижимой) за рубежом, прекращение предоставления каких бы то ни было кредитов и выплат по экспортным поставкам, и так далее. В конечном счете это может привести к полной изоляции России, которая окажется вновь отделена от мира "железным занавесом".
|