[29.04.1999, 19:07:37]
Сергей Кузнецов, <kuznet@russ.ru> Триста тысяч еще не созданных произведений Сальвадора Дали
В Испании арестован Джон Питер Мур, работавший личным секретарем Сальвадора Дали в последние годы жизни художника. Мура обвинили вовсе не в финансовых махинациях и даже не в присвоении части творческого наследия Дали, а в изготовлении фальшивых произведений покойника.
Это уже интересно: любое создание фальшивок волнует, свидетельствуя о силе человеческой воли, способности к мимикрии и - косвенно - избавляя от иллюзии важности индивидуального "я" (если Джон Мур мог нарисовать как Дали, то значит Дали не уникален... каждый из нас может заменить каждого). Мастер подделок не в меньшей степени гений, чем создатель оригиналов; при желании можно посмотреть на него как на небескорыстного мистификатора. К тому же, есть нечто приятное в мысли, что толстосумов, готовых платить бешенные деньги, надурили - если они не способны на глаз отличить поддельного Дали от подлинного, то какая им тогда разница? А если способны - зачем покупали?
Подобные чувства охватывают каждый раз, когда сталкиваешься с мастерской подделкой. Но случай Джона Мура - особенный. Количество поддельных произведений, выпущенных им на рынок, достигает астрономической цифры в 10 000 штук. Правда, это в основном литографии, то есть произведения легко тиражируемые. Но почти все они пронумерованы и подписаны Дали. И ни один эксперт не заподозрил подделки. Учитывая, что продавались литографии по тысяче с лишним долларов (все-таки литографии, что поделать), нетрудно подсчитать, сколько наварил на этом Джон Питер.
Возникают два вопроса: как поймали и как он достиг такого совершенства. Ответы на оба вопроса просты. Поймали его, потому что на Мура стукнул сообщник, вместе с ним литографии печатавший. А совершенство объяснялось еще проще - все подписи Дали были подлинными.
Оказывается, незадолго до смерти живший затворником Дали на всякий случай надписал 350 000 (триста пятьдесят тысяч - прописью) чистых листов бумаги. Утверждается, что он достиг удивительной скорости в 1 800 автографов в час. Иными словами - подпись в секунды. Попробуйте сами - и вы получите еще одно подтверждение тому, что Дали был очень трудолюбивый человек.
Что же подвигло Дали на подобную экстраваганцу? Первая причина очевидна: художник очень любил деньги и не мог устоять от соблазна избавить себя от лишней работы - только подписать, а остальное пусть делает секретарь. Вряд ли его волновало, что там будет после его смерти. (Точнее, что будет тут.) Но хочется больше верить во вторую причину.
Вдруг на старости лет Дали вспомнил, что когда-то начинал не как Главный Сюрреалист, а как член группы художников-сюрреалистов, провозглашавших конец буржуазного искусства. Они надеялись, что творчество перестанет быть уделом избранных и станет доступно всем. Сам Дали предпочел коллективному творчеству - индивидуальное. Но может быть перед смертью, двигаемый ностальгическими мотивами и понимая, что всех денег уже не заработать, он решил создать триста тысяч заготовок, позволяющих любому, способному управляться с литографическим оборудованием, создать "произведение Сальвадора Дали".
Джон Питер Мур израсходовал лишь малую часть: свыше трехсот тысяч работ Дали еще ждут своих авторов.
НОВОСТИ
В Театре Юного Зрителя прошел перформанс «Вальпургиева ночь - это искусство".
В Москве открылся первый московский фестиваль "Мода и стиль в фотографии". Центром стали выставки спецпроектов российских иллюстрированных журналов и работы английских фотографов "Look at me!".
Группа Verve объявила о своем распаде.
|