[12.03.1999, 18:35:25]
Сергей Кузнецов, <kuznet@russ.ru> Омон Ра отправляется в Вавилон
Сама по себе эта статья незаконна - виданное ли дело, писать рецензию на непрочитанный роман? Точнее - на недочитанный до конца, а представленный только двумя главами?
Конечно, невиданное - тем более, что особых проблем в том, чтобы раздобыть полный текст, у меня бы не возникло. Но мне захотелось честной игры - не пользуясь преимуществами, предоставляемыми моей профессией и знакомством с автором "Generation П", уподобиться обычному сетевому читателю, который узнает о новом романе Пелевина от Курицына (или от меня самого), читает две представленные в сети главы - и начинает гадать, что там будет дальше. Считающие, что подобный подход неприемлем, отсылаются к целым пяти рецензиям Антона Долина, который, судя по всему, роман все-таки прочел целиком.
Успех, пришедший к Пелевину после "Чапаева и Пустоты" был столь феноменален для постсоветского общества, что ставил его в сложное положение.
Подобный успех вряд ли способен окрылить - скорее, стреножить и вынудить, пусть подсознательно, пытаться повторить его. В случае Пелевина, и до того известного высокой повторяемостью мотивов, это было особенно опасно. Читатель, вероятно, был в праве ждать очередного буддистско-психоделического повествования. Судя по всему, ожидания его оказались обманутыми.
Рассказы, которые Пелевин между делом печатал в "Плейбое", указывали направление, в котором он собирался двигаться - в них все меньше было, условно говоря, "буддизма" и все больше - злободневной сатиры. Впрочем, еще по ранним "утромагическим" рассказам Пелевина видно, что политика для него тесно связана с магией. По счастью, в этой связке нет консервативно-революционной упертости и серьезности, который грешат большинство русских адептов политической эзотерики: помнится, как на он-лайновой пресс-конференции в Журнале.Ру Пелевин сказал, что Березовский приватизирует время, а Гусинский - пространство. В "Поколении П", однако, все происходит с точностью наоборот - уж скорее время и пространство приватизируют Березовского с Гусинским.
А заодно с ними - Ельцина, Зюганова и всех остальных действующих лиц политической сцены, оказывающихся всего-навсего симулякрами (прости, читатель!), компьютерными конcтруктами, рассчитываемыми на самых современных Силикон Граффикс. Первый подход к подобному решению был опробован Пелевиным в канун выборов 1996 года, когда совместно с таинственным Ugger’ом (работавшим тогда в рекламном агентстве "Два крыла" (упомянутом в "Поколении П"), а до того, на заре перестройки, давившего мышь в - угадай, читатель! - в Госплане) он сделал компьютерный портрет обобщенного президента России, в котором черты Зюганова, Ельцына, Лебедя и других были взяты с весами, соответствующим проценту проголосовавших за них. Тогда же в сопроводительном тексте Пелевина было сказано: "вполне возможно, что все нынешнее правительство России - просто несколько десятков гигабайт виртуального видеоряда на винчестере "Силикона" или "Оникса" в какой-нибудь подземной анимационной студии". Да и совсем недавно в "Общей газете" появился текст, напрямую подписанный тем самым "Межбанковский комитет по информационным технологиям", где и работают герои романа.
Итак, внимательный читатель мог предвидеть тематику романа - но общее настроение оказалось неожиданным даже для меня. То, что весь окружающий мир оказывается мороком - мягко скажем, не новая для Пелевина мысль. Но той беспросветности, которой веет от страниц романа, у него встречать раньше почти не приходилось. Впрочем, вот именно что почти - две выложенные в сеть главы из "Поколения П" больше всего напоминают "Омона Ра", опрокинутого в сегодняшний день. Похоже, что Пелевин написал современный римейк собственной повести (первой, с которой он вошел в "серьезную" литературу): вместо Омона и Овира - Вавилен и Легион, вместо Египта - Вавилон, вместо технологически нищего симулякра коммунистического Союза - компьютерная имитация постсоветской России? да и всего политического мира. (Псевдо)научные вставки в тексте романа делают его похожим на "Зияющие высоты", а картина постоянной фальсификации заставляет вспомнить "1984" (кстати, название идеологии, предложенной в "Имена олигархов на карте Родины" - "олигархический консьюмеризм" - не может не напомнить о "олигархическом коллективизме", потайной идеологии оруэлловского ангсоца). Круг замкнулся - через восемь лет после падения советской власти мы опять вернулись к тем книгам, которые прятали от нее пятнадцать лет назад.
Пелевин в очередной раз написал современную дистопию. Отпугнет ли это от "Поколения П" представителей русского "поколения Икс", славящихся своей аполитичностью, или они воспримут всех этих бесконечных виртуальных Березовских и Радуевых как еще один галлюциногенный прикол? Или Пелевин опять попал в точку - и случившийся кризис уже заставил их обратиться к политике, в которой парадоксальные идеи автора "Поколения П" окажутся куда привлекательнее всего того, что могут предложить кандидаты выборов-2000?
Впрочем, что ждать от виртуальных персонажей...
НОВОСТИ
В театре "Содружество актеров Таганки" прошла премьера спектакля Сергея Виноградова "Six, Sax, Sex", в основу которой положена повесть Хулио Кортасара "Преследователь", посвященная Чарли Паркеру.
В Айдан-Галерее открылась выставка фотографа Анатолия Журавлева "Другая перспектива".
Объявлено, что Боб Дилан и Пол Саймон проведут совместный тур этим летом.
|