[11.03.1999, 20:19:16]
Сергей Кузнецов, <kuznet@russ.ru> Ночи в стиле св. Вальпургия
В конце восьмидесятых эпидемия СПИДа поставила Америку перед необходимостью открыто обсуждать половую жизнь граждан, а концепция "безопасного секса" выдвинула на передний план нетрадиционные виды сексуальной активности. В их числе был стриптиз и порнография. Киноиндустрия с жадностью ухватилась за эти темы. Именно тогда Роберт Дауни-старший снял "Губы напрокат" (режиссер-документалист вынужден изготовить порнофильм, чтобы заработать денег на постановку всей его жизни), а новозеландец Питер Джексон снимает черную кукольную комедию "Познакомьтесь с Фиблами", образчик нарочитого дурновкусия, характерного для его раннего творчества.
Но настоящий бум пришелся на последние годы, когда фильмы о порноиндустрии снимали Хэл Хартли ("Любитель", 1994) и Милош Форман ("Народ против Ларри Флинта", 1996). В 1997 году два ретрофильма, повествующие о порнобизнесе, попали почти во все списки лучших работ года: но если в "Секретах Лос-Анджелеса" Кертиса Хэнсона порнографы, снимающие проституток, загримированных под кинозвезд пятидесятых, находятся на обочине сюжета, то в "Ночах в стиле буги" Пола Томаса Андерсона порнопродюссер Джек Хорнер (Берт Рейнольдс, "Голден Глоб" за лучшую роль второго плана) и порноактер становятся главными героями. "Ночи в стиле буги" настолько пришлись ко двору в Америке, что буквально через полгода были спародированы братьями Коэнами в "Большом Лебовском". Порномагната в их фильме звали Джекки Трихорном - явно в честь героя Берта Рейнольдса.
Общим для большинства этих фильмов являлось скрытое или явное оправдание порнографии - как зримого воплощения Первой Поправки у Формана или просто как части пестрого потока жизни у большинства других. Порнокультура сейчас в моде - недаром уже лет шесть саундтреки к порнофильмам семидесятых занимают почетное место на полках модных меломанов. Ругать ее к лицу разве что феминисткам - да и то не всем.
На этом фоне фильм Джоэля Шумахера "8 мм" выглядел вопиюще немодно. Порнографы в фильме - все как один ублюдки и убийцы, а Николас Кейдж, вместо того, чтобы дискутировать с ними о свободе слова, по мере своих сил их убивает. С него хватит! Говорят, что прогрессивная критика обвинила режиссера в реакционности - если это так, то это лишний раз доказывает, что идеологические критики смотрят какое-то свое кино, а не то, которое показывают в кинотеатрах.
На самом деле, фильм вовсе не о порнографии, а о том, что называют "снаф" - то есть об настоящем убийстве, заснятом на камеру. И потому порнографы, собственно, не порнографы, а просто убийцы. И соответственно фильм Шумахера получается не о порно, а о насилии, убийстве и зле. Если угодно - об их заразительности и привязчивости: неслучайно главный герой, частный детектив, нанятый выяснить, откуда в сейфе покойного миллионера взялась пленка со "снафом", приводит одного из организаторов съемки на место преступления и довольно жестоко его убивает там. Иными словами - что-то вроде недавнего фильма Балабанова "Про уродов и людей", но только на более жестком материале.
Кинокритик Максим Андреев выразил удивление, почему к концу фильма герой сам не надевает кожаную маску, которую носит главный убийца (тот, который, собственно, режет ножом перед камерой) и не становится им. Да просто потому, что Шумахер - не Балабанов и снимает грамотное жанровое кино, в котором насилие, творимое главным героем, воспринимается зрителем совсем иначе, чем насилие, творимое его врагами. Когда убивают невинную девушку - это преступление. Когда ее убийц - справедливость, катарсис и мир всем людям доброй воли.
Впрочем, еще в "С меня хватит!" Шумахер подверг сомнению этот тезис - то же самое происходит и в "8 мм", несмотря на гладкий голливудский сценарий. Кажется, что герой убивает не для справедливости и не из мести - а просто для того, чтобы заставить себя забыть, что зло существует.
Вряд ли это ему удастся.
НОВОСТИ
Премия Александра Солженицына вручена Инне Лиснянской, а у премии Андрея Белого сформировано новое жюри.
В IFA галерее (Берлин) открылась выставка художника и поэта Дмитрия Александровича Пригова.
|