[04.08.1999, 17:40:00]
Сергей Кузнецов, <kuznet@russ.ru> Красное утро магов
Олег Шишкин начинал как писатель и теперь не любит об этом вспоминать. В конце восьмидесятых в издательстве "Московский Рабочий" он издал книжку из шести (кажется) рассказов о любви и смерти, восхитившую меня тем, что автору удалось пересадить вирус тогда еще не суперпопулярного Борхеса на русскую почву. Совершив этот мичуринский подвиг, Шишкин на некоторое время исчез с моего горизонта, чтобы появиться на нем в качестве редкого, но впечатляющего автора полосы "Искусство" газеты "Сегодня". Помимо небольших статей с оригинальными комментариями к истории фотографии, Шишкин напечатал две полосы, в которых рассказывал историю связей художника Рериха с… советской разведкой.
Вероятно, эти статьи послужили началом того большого исследования, которое вылилось в книгу "Битва за Гималаи. НКВД: Магия и шпионаж". Возможно, название обещает больше, чем заключено под цветной обложкой со статуей Будды и портретами вождей. На самом деле, Шишкин предлагает документальное повествование о том, как в двадцатые годы в Тибете столкнулись политические интересы России, Китая и Англии и о том, как великие державы пытались использовать конфликт между Делай-ламой и Панчен-ламой для установления контроля над Тибетом.
Если бы это был не Тибет, а, скажем, какое-нибудь балканское государство, то получился бы обычный шпионский роман. Специфика Тибета накладывает на политическую сетку сетку мистико-эзотерическую. Тремя главными героями книги являются Николай Рерих, беглец из Советской России, ярый антисоветчик, художник, глава тайного общества "Будды Всепобеждающего", агент ЧК и НКВД, инициатор письма махатм Ленину и, в конце концов, опять недоброжелатель Советов. Второй герой - Яков Блюмкин, убийца немецкого посла Мирбаха, тайный агент ЧК, в качестве еврейского купца работавший в Яффе над созданием Израиля, выполнявший таные задания в под видом афганского купца и монгольского ламы. Человек, знавший множество языков и умевший переходить через любые границы, руки которого были по локоть в крови и который был ликвидирован еще до начала Большого Террора. И наконец, Александр Барченко, исследователь деятельности мозга и русских сектантства, основатель Единого Трудового Братства, мистической организации во многом скопированной с гурджиевского Единого Трудового Содружества и объединявшей многих высоких членов ЧК с интеллигентами- мистиками. Барченко был расстрелян в 1937 и книгу фактически завершают протоколы его допроса.
Рассказывая множество увлекательных историй, которых хватило бы не на один фильм, Шишкин старается не слишком влезать во внутренний мир своих героев, и потому все их действия допускают двоякое толкование: политически-прагматическое и эзотерическое.
Александр Барченко верил в скорый потоп, который завершит очередной Век в истории человечества, и считал, что спасутся только те, кто будет находится на вершинах мира. Тибет был для него территорией спасения. Верили ли в это чекисткий начальник Глеб Бокий, профессиональный шпион и убийца Яков Блюмкин и художник Николай Рерих, каждый по своему пытавшиеся помочь России в захвате Тибета? Кто из них верил в реальность существования Шамбалы, в которой живут древние мудрецы, которым открыты все тайны истории?
Ответы на эти вопросы навсегда скрыты в лубянских подвалах и подпирающих небо вершинах Гималаев. <>
НОВОСТИ
Катерина Зита-Джонс собирается обвенчаться с Майклом Дугласом.
Телохранитель Чарли Шина избил двух девушек, пришедших в дом к актеру. Будет суд и разборки
В галерее М.Гельмана проходит выставка нашивок "Приезжий". Предполагается оснащать ими всех гостей столицы.
|