[26.03.1999, 20:28:06]
Сергей Митрофанов Дни позора
Первоначально я думал назвать эту статью "Время позора", поскольку последствия неадекватной реакции Москвы на начало военных действий в Югославии могли вогнать Россию в такую спираль цепляющихся друг за друга неправильных решений, что на самом деле пришлось бы распрощаться не только с кредитами МВФ. Без кредитов еще можно прожить, но без западных инвестиций, без свободных гуманитарных и бизнес контактов поверх границ нам пришлось бы поставить крест на планах подъема экономики в ближайшее десятилетие. А главное, России пришлось бы распрощаться с Европой как с естественной средой проживания белого, в смысле - цивилизованного, человека. Поверьте, в стране, дрейфующей куда-то в Азию, к Ирану, Ираку, российской интеллигенции, продолжающей смотреть американские фильмы и продолжающей слушать американские песни, жить было бы крайне неуютно. А такой сладкий, уютно-салонный спор "славянофилов" и "западников" вообще потерял бы всякий смысл.
"Патриотизм - это легко воспламеняющийся мусор", написал в прошлом веке американский писатель Амброс Бирс, но я всегда относился к этой цитате как к виртуозной инсинуации. Пока не убедился, проезжая ночью мимо американского посольства в Москве, что Бирс по сути прав. Я видел этих молодых подвыпивших парней, бросающих отнюдь не тухлые, как по привычке говорили, яйца в сторону фасада посольства страны, присылающей нам гуманитарную помощь. Действительно, откуда бы им взяться, тухлым? Яйца демонстраторы вынимали из фирменной упаковки а-ля супермаркет "24 часа в сутки". Этим парням не нужна была гуманитарная помощь, их цинизм заключался в том, что русский народ, от лица которого они выступали, в большинстве своем уже давно не мог позволить себе такую роскошь.
Но время позора (потому что пустые угрозы и невыполнимые обещания - всегда позор) обернулось всего лишь днями позора. И впервые появившемуся на публике в очках, Президенту пришлось отыгрывать назад. Вчера были раки по три рубля, но маленькие... "Не все мы можем... - сказал Президент, - то есть можем, но совесть не позволяет..." Проиграв войну и свой престиж в микроскопической Чечне, Россия не будет бомбить НАТО, третья мировая война откладывается. Переговоры с МВФ будут продолжены. Даст Бог, и бюджет в России не завалится. Политическая элита Россия не настолько глупа, как кажется.
И я далек от мысли, что Евгений Примаков, совершивший беспосадочный перелет "Россия-Россия", минуя Вашингтон, настолько не "рубил фишку". Он просто забыл, что руководить страной это не то же самое, что руководить МИДом. Он забыл, что исполнительная власть должна исполнять в интересах своего народа и всего лишь исполнил показательный номер, предварительно предупредив американцев, чтобы те не слишком волновались. Как писалось раньше в советских газетах, сделал нечто в целях отвлечения трудящихся от насущных жизненных проблем. От скандала со Скуратовым, от зарубежных счетов видных коррупционеров. Ему это блестяще удалось.
Возможно, "Коммерсантъ" (см. статью Владислава Бородулина) действительно немного погорячился, выступив на этот раз стопроцентно как газета своего читателя. То есть коммерсанта, предпринимателя, бизнесмена, либерала. А не люмпена, бомжа, чернорабочего, коммуниста. Нет, Примаков не предавал интересы Родины. Он только чуть-чуть драматизировал ситуацию. Все нормально.
Но нормально ли?
Если бы я был столь же эмоционально не взвешен, как Бородулин, я бы, наверно, написал: хорошо, пусть не очевидны потери в $15000000000; пусть, таким образом, Россия еще немного поиграла в сверхдержаву. Я бы даже согласился, что есть ценности поважнее хлеба насущного. Но очевидно признал бы и другое: благодаря эскападам Ельцина-Примакова всякая отечественная сволочь повыползала на улицу и в политику. Ведь на самом деле и пальцем не ударив ни ради сербов, ни ради косовских албанцев, мы дали этой сволочи в руки беспроигрышные знамена. Ее будет трудно потом разогнать по домам. И вероятное лицо президента 2000 стало больше смахивать на лицо Геннадия Зюганова, в запале риторики допускающего превентивный ядерный удар. Куда? По Вашингтону, где Клинтон? По Брюсселю, где штаб? По Варшаве, где предатели варшавского договора? По Парижу, откуда родом Наполеон? А может быть, прямо в Косово, ведь там, собственно, ожидаются экспедиционные войска североатлантического альянса.
Но так написать - я не имею право. Многие честные люди искренне защищают позицию невмешательства во внутренние дела суверенной страны. Они по-своему правы. Не их вина, а их беда, что они делают вывод с подачи нечестных политиков. Ведь если бы власть в своих же собственных интересах озаботилась предоставлением объективной информации о характере конфликта в Косово и о масштабах, которые он принял в центре Европы... Если бы российскому обществу наглядно были бы продемонстрированы жертвы не только с одной стороны, но и с другой, возможно, были бы сторонники, были бы противники интервенции НАТО, но, в любом случае, отношение российского общества было бы более взвешенным.
Но кризис выявил полную неспособность власти мыслить перспективно. За чехардой с правительствами, как-то на произвол судьбы было брошено внешнеполитическое ведомство. В нем так и не сложились представления о геополитические приоритетах. Сейчас дубинки возвращаются, ибо российская внешняя политика оказалась заложницей рудиментов идеологии. Ведь строить отношения с другими странами, исходя из принципов, которые дороже благополучия собственных граждан - это идеологический подход и глупость. Внешнеполитическое ведомство страны с рыночной экономикой, как декларируется, и политическими институтами, скопированными с Запада, просто не имеет право так себя вести. Наверное, оно должно обеспечивать режим свободного обмена товарами, идеями, людьми и отдавать отчет, что навязывать другим государствам представления о мировом порядке можно только с позиций бурного экономического роста.
Общественное мнение готово простить политикам ложь, подлость и даже коррупцию в разумных пределах, как бы списывая все это на неотъемлемые свойства профессии, но интуитивно оно не прощает отсутствие прагматизма у политического класса. Можно загореться идеей защиты Сербии, можно победить на выборах, прикинувшись патриотом-интернационалистом, но это не всегда одобрение политики. Остаются высшие формы голосования: стремительным падением курса рубля, медленным, но роковым снижением рождаемости. В 1999 году Россия еще готова бряцать оружием, настаивая на мировом устройстве "вместе с Россией", но в третье тысячелетие она войдет, потеряв еще 8 млн. своих сограждан только благодаря демографическому спаду. Ее историческая судьба сомнительна, вымирающее население вряд ли не сможет удерживать периметр, когда остальной мир страдает от тесноты. Тогда мы сами позовем к себе НАТО, просто потому что некуда будет обратиться. Но сильные союзники нужны уже сегодня.
|