[23.04.1999, 19:42:56]
Сергей Митрофанов, <mitron@rinet.ru> Номенклатурная революция
С комментарием, написанным на прошлой неделе, произошла забавная вещь. Только я отметил, что истерия, вызванная балканским кризисом, пошла на спад, как буквально на следующий день Дума приняла решение объединяться с воюющей стороной. Это означало бы неминуемую катастрофу во всепланетарном масштабе, во всяком случае, катастрофу - для написанного текста. Однако ничего дописывать и переосмысливать, к счастью, не пришлось. Внутреннее ощущение не подвело. Сенсация полыхала всего несколько часов. Потом пошли комментарии. Потом послышался смех. Он и убил всю затею. По самым скромным подсчетам, оказалось, что "объединение" обойдется в сумму равную бюджету, а корабли на гипотетическую военную базу на Адриатике, которую предлагал строить спикер Думы Селезнев, придется доставлять самолетами. И как-то все тогда переключились на другие "игрушки".
Но счастья не прибавилось. Потому что количество длящихся, но ни к чему не приводящих событий начинало вызывать отдельное беспокойство. Известных коммерсантов объявляли в розыск и тут же отказывались от этой идеи, и тут же снова эта идея возникала. Кредит МВФ вроде бы давал, но никак не давал. Долги России и СССР реструктуризировались, но никак не реструктуризировались. По одним официальным данным валовой национальный продукт немножко рос, по другим официальным данным - значительно падал. Воевать с НАТО по-прежнему хотели, но вот уже первый наш бомбардировщик упал сам по себе, на нашей территории, причем в непосредственной близости от нефтехранилища. У правительства вроде бы была программа, но какая-то странная - многовариантная, а само правительство - неизвестно, сколько еще будет оставаться правительством. В воздухе продолжало сгущаться нечто.
Апофеоз наступил в среду. В очередной раз сенаторы уселись обсуждать проблему Юрия Скуратова, и вдруг выяснилось, что обсуждать нечего. Стороны так долго выстраивали свое поведения исходя из скрытых мотивов, что позабылось, в чем эти скрытые мотивы состоят. Растерянность была всеобщей. Люди со стороны называли это мадридским двором. А страна телезрителей воочию увидела, в какую ловушку она попала. Права больше не было, осталась, как сказал однажды г-н Березовский, жизнь по понятиям. Все увидели, что под фасадом демократических институтов царят нравы, больше свойственные мафиозным кланам. И что делать с этим было неясно, потому что ситуацию неэффективной мафии ни одно общество еще не проходило. А сделать нашу мафию эффективной - это, конечно, лозунг, но, провозгласив его, хочется иммигрировать.
Впрочем, попытка реализовать этот лозунг состоялась уже в четверг, когда было учреждено движение "Вся Россия", состоящее из региональных чиновников высокого ранга. Объективно, это может оказаться трезвым начинанием - переместить власть из Центра, теперь занимающегося исключительно проблемой собственной безопасности, на уровень реальных региональных царьков. Ведь если Россия из чего-то и состоит, то она состоит из регионов и больше не из чего. А в них живут люди, зависимые от местных администраций. Владея немалыми ресурсами, региональные вожди в состоянии сколотить депутатский корпус будущей Думы более адекватный экономическому императиву, чем нынешний состав. Так может возникнуть реальная альтернатива коммунистическому реваншу, вполне вероятному, если будущие выборы будут честными и если в либеральном лагере не возникнет хоть какой-нибудь план, как сделать жизнь на миллиметр приятнее.
Однако то, что образовалось (или может образоваться вместе с лидером "Отечества" Юрием Лужковым), конечно, никакое не общественно-политическое движение, а закрытая влиятельная корпорация чиновников. То, чего так боялся Сталин, номенклатурная революция, теперь прорисовывается как русская судьба и русская идея. В свое время Сталин всеми силами пытался избежать ее, постоянно прореживая "новый класс" с помощью карательной машины. И то в какой-то момент новая поросль чиновников ухитрилась съесть вождя. Ельцин же такими полномочиями не обладает, он может только снимать и кидать чиновника обратно в питательный бульон, но и это в последнее время ему не очень удается.
С одной стороны, вроде бы ничего особенного в результате неудачной отставки не произошло. Однако в неудаче Кремля многие усмотрели конец президентской республики. Если это верно, то началась новая республика, номенклатурная. Ее несомненное достоинство - циничность. Никакой бескорыстной помощи братским народам, по-видимому, она не предусматривает. И вполне возможно, ее адепты обладают хорошим чутьем на выгоду. Во всяком случае, это чутье есть и у Лужкова, и у Минтимера Шаймиева.
Но перспективы у обычного гражданина все равно открываются не очень радужные. Пока что он сталкивается с номенклатурной республикой в лице инспектора ГАИ, рассматривающего проезжающие машины с точки зрения, сколько денег он возьмет, если остановит. Либо проводя время в огромных очередях по замене одних документов на другие, либо сдавая отчеты. Со всех углов на него смотрит вредная старушка и просит отдать 45% доходов. В стране не спроста каждый четвертый мужчина либо сидит, либо сидел. Остальные - в подполье, потому что ситуация такова, что если исполнять все напридуманные законы, все окончательно остановится. Некому будет покупать недвижимость, автомобили, сотовые телефоны.
Экономическая рамка происходящего такова. Опубликован очередной ежегодный доклад МВФ. Нам предрекают катастрофический сценарий развития, а в качестве лучшей доли - пессимистический. Если взять среднее, с чем согласно и министерство экономики России, то наши дети будут продолжать жить при экономическом кризисе, но государство устоит. Впрочем, создается впечатление, что ситуация достаточно неопределенная. Западные эксперты точно так же не знают, как будут развиваться события, как и мы. Все будет зависеть от того, сможет ли политическая элита, формируя государственную машину, удержаться в рамках правового поля или нет.
Из других сюжетов прошедшей недели. Продолжается интрига вокруг создания Российского банка развития, детища вице-премьера Маслюкова. В основе плана лежала идея, что в условиях отсутствия цивилизованного инвестора, государство должно взять на себя функции оного и кредитовать частный сектор по стратегически важным направлениям. Западные же специалисты считают, что государство и бизнес не должны пересекаться, и что создание такого банка лучший способ потерять деньги. Чем кончится спор, пока не ясно, но уже очевидно, что РБР в этом году не заработает, потому что у него пока нет ни лицензии, ни помещения.
Правительство все-таки функционирует, выяснилось, что оно подготовило 59 срочных законопроектов, которые будут направлены в Думу. Среди них есть якобы очень срочные, которые надо было бы принять вчера. Однако Дума будет занята импичментом, ей будет не до законов.
В экономических кругах вновь дискутировался вопрос о возможной привязке российской валюты к евро. Экономисты, наконец, пришли к тому, что и так было ясно раньше. Доллар крепче. Кредитовать Европу России смысла нет.
|