[18.03.1999, 15:02:16]
Александр Гагин, <gagin@inter.net.ru> Ученье - Сеть
Американский журнал-легенда Wired активно пишет про Интернет, но не это его тема. И даже не компьютеры и не технологии. Его интересует другое - будущее и изменяющийся мир. В черно-белом выборе полярных точек зрения - консерватизм или радикализм - Wired выбирает второе. "Change is good", - именно этот девиз начертан у него на обложке, как на виртуальной, так и на физической. Именно слова Future и Change являются ключевыми.
Но думая о будущем, предполагая, что технологический прогресс будет определять реалии развития человеческой цивилизации по крайней мере несколько десятков лет, мы тут же получим несколько ассоциированных проблем. Одна из них, более чем актуальная, - экология. Чем дальше, тем больше проявлений активности экологических сил мы видим и в Интернете - и не только потому, что экологи попадают в Сеть, но и из-за того, что все больше сетевиков становятся экологически озабочены. Сегодня технологии приносят проблемы с окружающей средой, но чем дальше, тем больше нам придется применять их же и для решения этих проблем.
Другая проблема - образование. С развитием цивилизации по технологическому пути, мы становимся более зависимы от собственной квалификации. Сложность системы растет, количество информации, которой должен владеть специалист, растет. Растут потребности в воспитании и этических критериях, определяющих поведение человека. Поэтому второй ассоциированной с технологическим прогрессом проблемой является образование. Как учить детей (взрослые безнадежны) достаточно быстро и эффективно, чтобы они могли с успехом становиться теми самыми специалистами, которые в своей профессии области будут уметь и знать больше, чем кухонный комбайн - в кухне, а библия - в библиотеке? Как построить годы роста и восприятия так, чтобы возможности аналоговых человеческих мозгов были бы адекватны цифровой мощи будущих Pentium-XIX?
Кассовый американский фантаст Neal Stephenson, автор более чем успешного проинтернетовского боевика Snow Crash, в другой своей книге - Diamond Age (обе, кажется, не переведены на русский) - как раз обращается к теме воспитания и образования. Он описывает мир нанотехнологий, в котором воздух наполнен искусственными микробами, собирающими информацию, в котором моря очищаются на молекулярном уровне специальными заводами, и в котором программисты стали дворянами. Сюжет Diamond Age построен вокруг мультимедийной, сетевой и интерактивной Книги, которую очень богатый Лорд изготовил для своей внучки, чтобы учить ее быть не только умной, но и готовой к борьбе с миром. Книга беседует с ребенком, рассказывает сказки, дает советы и т.д. Ведущий инженер по фамилии Hackworth, делавший Книгу, тайно делает копию для своей дочери, но теряет ее после нападения уличных хулиганов. Так Книга попадает к простой беднячке Nell, которая играет с деревянными куклами, обделенная вниманием матери (та меняет сожителей раз в три дня и с трудом пытается прокормить семью). И таки да - беднячка, наученная Книгой, вырастает суперменшой, всех побеждает и спасает мир - все, как обычно.
Это, увы, фантастика. И не только в том, что сегодня нельзя сделать книгу, которая выглядела бы традиционно, но говорила бы, лазила по вебу и могла бы подстраивать иллюстрации под читателя. Проблема в другом - кажется, мы совершенно не представляем себе, как нужно учить ребенка, чтобы он гарантированно вырос умным, отважным, благородным, активным и т.д., и т.п. Образовательные технологии если и развиты, то это не очень-то заметно. Поэтому дистанционное обучение - горячая тема, заслуживающая пристального внимания. Как всякая задача, требующая одновременно гуманитарного и технического гения, ее очень не просто решить, но зато можно надеяться получить выдающийся результат в случае успеха.
Вот один из примеров такой деятельности. Центр дистанционного образования "Эйдос" совместно с Институтом общего среднего образования Российской академии образования провел третью Международную дистанционную эвристическую олимпиаду, в которой участвовало около 450 школьников от 6 до 16 лет из нашей страны (в первой олимпиаде был 31 участник, во второй - 127). Что значит эвристическая? Процитирую страницы их сайта:
Задания для олимпиады подбираются открытые, то есть такие, которые не предполагают заранее
известного ответа. Они ориентируют участников на выявление собственного смысла окружающих
явлений и самопознание.
...
Задания олимпиады распределяются по отдельным номинациям, таким, как: "Идея", "Образ", "Закономерность", "Знак", "Символ", "Опыт", "Конструкция", "Сочинение", "Алгоритм" и др. В каждую номинацию входит 1-2 задания. Вся олимпиада состоит из 3-5 номинаций.
...
Содержание олимпиады: наиболее трудоемкая часть подготовки к олимпиаде - разработка эвристических заданий, таких, которые были бы интересны детям, использовали бы возможности компьютера, создавали бы реальные возможности сделать ученикам собственные открытия или создать другой творческий продукт.
А вот пример работы победителя второй олимпиады (младшая группа):
"
Я был на реке. Я лег на воду лицом вниз и сделал руки и ноги, как крест. Две минуты не дышал, вода меня несла, а я не тонул и думал, что вода движется как живая... Потом я подумал, что Вода будет двигаться всегда, пока дует Ветер. Ветер будет дуть всегда, пока будет Воздух. А Воздух будет всегда, пока есть Земля. Земля будет всегда, пока есть Солнце. А Солнце будет всегда, пока не сгорит, но это будет НЕ СКОРО. Тогда НИЧЕГО не будет... Я задыхался без воздуха - и Все это смог вдруг представить.
Высоцкий Володя, 6 лет
Детский сад №42, г.Бийск".
Будет ли именно этот проект тем самым, который даст прорыв - не знаю. Но несомненно одно - построение новой, сверхэффективной схемы воспитания и образования является обязательной задачей, которую ставит перед нами технологический прогресс.
НОВОСТИ
Завтра открывается CeBIT 99.
Американские производители компьютеров серьезно озабочены экспортными ограничениями своей страны.
В Нижнем собрались судить хакера.
В новой книге Гейтс превозносит электронную почту. К примеру сказать, во враждебной ему компании Sun Microsystems внутренний документооборот много лет работает именно так. Сколько времени понадобилось руководителю Microsoft, чтобы понять преимущества сетевого мышления перед персональным?
Британский альянс Symbian (включающий Motorola, Ericsson и Nokia) собирается в ближайшие 5 лет засунуть Java в 40-60 миллионов мобильных телефонов.
Сеть авторизации кредитных карт Discover повисла, вероятно, из-за аварии спутника.
Американское правительство не признало Intel монополистом. А компания, в свою очередь, согласилась поделиться информацией даже с конкурентами.
|