Опубликовано в Gazeta.Ru от 18-03-1999 (Выпуск No 013) Оригинал: http://gazeta.ru/internet/18-03-1999_edu.htm |
Американский журнал-легенда Wired активно пишет про Интернет, но не это его тема. И даже не компьютеры и не технологии. Его интересует другое - будущее и изменяющийся мир. В черно-белом выборе полярных точек зрения - консерватизм или радикализм - Wired выбирает второе. "Change is good", - именно этот девиз начертан у него на обложке, как на виртуальной, так и на физической. Именно слова Future и Change являются ключевыми.
Но думая о будущем, предполагая, что технологический прогресс будет определять реалии развития человеческой цивилизации по крайней мере несколько десятков лет, мы тут же получим несколько ассоциированных проблем. Одна из них, более чем актуальная, - экология. Чем дальше, тем больше проявлений активности экологических сил мы видим и в Интернете - и не только потому, что экологи попадают в Сеть, но и из-за того, что все больше сетевиков становятся экологически озабочены. Сегодня технологии приносят проблемы с окружающей средой, но чем дальше, тем больше нам придется применять их же и для решения этих проблем.
Другая проблема - образование. С развитием цивилизации по технологическому пути, мы становимся более зависимы от собственной квалификации. Сложность системы растет, количество информации, которой должен владеть специалист, растет. Растут потребности в воспитании и этических критериях, определяющих поведение человека. Поэтому второй ассоциированной с технологическим прогрессом проблемой является образование. Как учить детей (взрослые безнадежны) достаточно быстро и эффективно, чтобы они могли с успехом становиться теми самыми специалистами, которые в своей профессии области будут уметь и знать больше, чем кухонный комбайн - в кухне, а библия - в библиотеке? Как построить годы роста и восприятия так, чтобы возможности аналоговых человеческих мозгов были бы адекватны цифровой мощи будущих Pentium-XIX?
Кассовый американский фантаст Neal Stephenson, автор более чем успешного проинтернетовского боевика Snow Crash, в другой своей книге - Diamond Age (обе, кажется, не переведены на русский) - как раз обращается к теме воспитания и образования. Он описывает мир нанотехнологий, в котором воздух наполнен искусственными микробами, собирающими информацию, в котором моря очищаются на молекулярном уровне специальными заводами, и в котором программисты стали дворянами. Сюжет Diamond Age построен вокруг мультимедийной, сетевой и интерактивной Книги, которую очень богатый Лорд изготовил для своей внучки, чтобы учить ее быть не только умной, но и готовой к борьбе с миром. Книга беседует с ребенком, рассказывает сказки, дает советы и т.д. Ведущий инженер по фамилии Hackworth, делавший Книгу, тайно делает копию для своей дочери, но теряет ее после нападения уличных хулиганов. Так Книга попадает к простой беднячке Nell, которая играет с деревянными куклами, обделенная вниманием матери (та меняет сожителей раз в три дня и с трудом пытается прокормить семью). И таки да - беднячка, наученная Книгой, вырастает суперменшой, всех побеждает и спасает мир - все, как обычно.
Это, увы, фантастика. И не только в том, что сегодня нельзя сделать книгу, которая выглядела бы традиционно, но говорила бы, лазила по вебу и могла бы подстраивать иллюстрации под читателя. Проблема в другом - кажется, мы совершенно не представляем себе, как нужно учить ребенка, чтобы он гарантированно вырос умным, отважным, благородным, активным и т.д., и т.п. Образовательные технологии если и развиты, то это не очень-то заметно. Поэтому дистанционное обучение - горячая тема, заслуживающая пристального внимания. Как всякая задача, требующая одновременно гуманитарного и технического гения, ее очень не просто решить, но зато можно надеяться получить выдающийся результат в случае успеха.
Вот один из примеров такой деятельности. Центр дистанционного образования "Эйдос" совместно с Институтом общего среднего образования Российской академии образования провел третью Международную дистанционную эвристическую олимпиаду, в которой участвовало около 450 школьников от 6 до 16 лет из нашей страны (в первой олимпиаде был 31 участник, во второй - 127). Что значит эвристическая? Процитирую страницы их сайта:
Задания для олимпиады подбираются открытые, то есть такие, которые не предполагают заранее
известного ответа. Они ориентируют участников на выявление собственного смысла окружающих
явлений и самопознание.
...
Задания олимпиады распределяются по отдельным номинациям, таким, как: "Идея", "Образ", "Закономерность", "Знак", "Символ", "Опыт", "Конструкция", "Сочинение", "Алгоритм" и др. В каждую номинацию входит 1-2 задания. Вся олимпиада состоит из 3-5 номинаций.
...
Содержание олимпиады: наиболее трудоемкая часть подготовки к олимпиаде - разработка эвристических заданий, таких, которые были бы интересны детям, использовали бы возможности компьютера, создавали бы реальные возможности сделать ученикам собственные открытия или создать другой творческий продукт.
А вот пример работы победителя второй олимпиады (младшая группа):
"
Я был на реке. Я лег на воду лицом вниз и сделал руки и ноги, как крест. Две минуты не дышал, вода меня несла, а я не тонул и думал, что вода движется как живая... Потом я подумал, что Вода будет двигаться всегда, пока дует Ветер. Ветер будет дуть всегда, пока будет Воздух. А Воздух будет всегда, пока есть Земля. Земля будет всегда, пока есть Солнце. А Солнце будет всегда, пока не сгорит, но это будет НЕ СКОРО. Тогда НИЧЕГО не будет... Я задыхался без воздуха - и Все это смог вдруг представить.
Высоцкий Володя, 6 лет
Детский сад №42, г.Бийск".
Будет ли именно этот проект тем самым, который даст прорыв - не знаю. Но несомненно одно - построение новой, сверхэффективной схемы воспитания и образования является обязательной задачей, которую ставит перед нами технологический прогресс.
Пишите нам: info@gazeta.ru Copyright © Gazeta.Ru |
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством. |