[27.05.1999, 18:04:25]
Юлия Мосиенко, Сергей Бунтман, Николай Александров, Алексей Парин Радиостанция "Эхо Москвы" 27 мая 1994 года Солженицын вернулся в Россию
До первого января 2000-го года осталось... двести девятнадцать дней
27-го мая 1794-го года родился магнат железнодорожного и морского транспорта Корнелиус Вандербильт. Этот американец считается образцовым
предпринимателем, о котором пишут в учебниках по экономике,
этакий self-made man, то есть человек, сделавший себя сам. Да
и капитал свой, в 100 миллионов долларов, сколотивший
самостоятельно.
Корнелиус Вандербильт не особенно страдал из-за отсутствия сына-
наследника и все свое состояние оставил дочери, а та в свою
очередь своей дочери, внучке знаменитого магната. Кстати, о
богатых и знаменитых. 27-го мая 1819-го года на свет появился
несчастливый наследник Ганноверского престола Георг V.
Внук безумного Георга Третьего, британского короля, в
детстве заболел и перестал видеть одним глазом, а в 1833 году
из-за несчастного случая потерял и другой. Воображение заменило
ему реальный мир, и Георг, как пишет о нем "Британника", считал
себя наследником великих германских государей, способным
возродить Священную Империю. Ганноверское королевство уже
существовало отдельно от Британии, и по смерти отца Георг
восходит на трон в ноябре пятьдесят первого. Слепой монарх
борется с сеймом и вопреки воле собрания не соглашается на
нейтралитет в прусско-австрийской войне. В шестьдесят шестом
Пруссия съедает Ганновер, а несчастный король проживет еще
двенадцать лет, умрет в Париже, но будет похоронен в Англии, в
Виндзорском замке.
Увидеть Париж и умереть - звучит банально, а вот из банальной картошки сделать необыкновенную, ту, которую съел - и не умер, дело целой жизни родившегося 27-го мая 1889-го года советского
селекционера Александра Георгиевича Лорха. Александр Георгиевич вывел сорт Коренёвский и картошку-однофамилицу - Лорх.
"Если вы не согласны со мной, значит вы меня просто не слушали", -
так закончил пресс-конференцию советник президента по вопросам
безопасности Генри Киссинджер в 1973 году, в том же году он
получил Нобелевскую премию мира. Наша страна обязана
Киссинждеру прежде всего тем, что во времена холодной войны
президент США Ричард Никсон посетил Москву, тем самым дав
закрепиться в советском сознании облику вероломного врага,
бомбящего Вьетнам. Вам это ничего не напоминает?
Нет пророков в своем отечестве, они живут за границей, и зачастую их
возвращение сопровождается маршем фарисеев. 27-го мая 1994-го
года после 20-летней эмиграции Александр Исаевич Солженицын
вернулся в Россию. Александра Исаевича ждали как Достоевского и Толстого вместе взятых. Уже и "Архипелаг ГУЛАГ", и "Красное колесо" были напечатаны, и тираж толстых журналов вырос до масштабов невероятных, и почва была подготовлена, и сердца исполнены веры в либеральные ценности, уже и август 1991, и октябрь 1993 остались позади. А Солженицын все не ехал, все выжидал.
Постепенно надежды на Солженицына забывались, худо ли бедно, Россия обустраивалась без его участия. Наконец он приехал. Не с Запада, а с Востока, и если бы это случилось ранее, то подобное пришествие в Россию рассматривалось бы как нечто символичное и особенно значимое. Теперь же в этом торжественном шествии по стране от Сибири до Москвы в
сопровождении западных журналистов виделось что-то неприятно-вычурное. В результате возвращение Солженицына знаменовало конец эпохи великих писателей, пророков и мессий, способных словом изменить мир, то есть становилось как бы фактом истории литературы.
От истории литературы - к истории России. Лжедмитрий I, он же -
Митька-врун, он же беглый дьякон Чудова монастыря Григорий
Богданович Отрепьев, был убит заговорщиками-боярами в этот день
1606-го года.
У кого-то мальчики кровавые в глазах, у иных на глазах росли
вундеркинды, такие как французский композитор Фроманталь Алеви,
который родился 27-го мая ровно 200 лет назад.
Элиас Леви, вошедший в историю музыки как Фроманталь Галеви,
поступил в Парижскую консерваторию, когда ему было девять лет.
Среди учителей был именитый Луиджи Керубини, который не мог
нарадоваться на вундеркинда, постепенно превращавшегося в
зрелого музыканта.
Место под парижским музыкальным солнцем
нашлось для Галеви быстро и бесповоротно: после
совершенствования мастерства в Италии, достигнув солидного
двадцативосьмилетнего возраста, он привлек к себе внимание
премьерой одноактной оперы "Ремесленник" на сцене театра Фейдо.
Славу ему принесла опера "Еврейка", шедшая в России сначала под
кличкой "Жидовка", а затем приобретшая политически корректное
название "Дочь кардинала". Она была поставлена на сцене
Парижской Оперы в 1835 году с участием великого тенора Адольфа
Нурри, принимавшего активнейшее участие не только в создании
противоречивого образа Элеазара, но и в разработке драматургии
вообще, при том что автором либретто был не кто иной, как мастер
"хорошо сделанной пьесы" Эжен Скриб. Дирекция Оперы не верила в
успех "Еврейки" - и потому для премьеры не пожалели
всевозможных постановочных эффектов, включая появление на сцене
двадцати живых лошадей, позаимствованных из цирка.
Успех превзошел все ожидания, и "Еврейка" надолго стала шлягером под
стать "Гугенотам" Мейербера. Партию Элеазара перепели все
тенора от Марио до Энрико Карузо и Хосе Каррераса. В следующем
сезоне Венская Штаатсопер покажет новую постановку шедевра
Галеви под управлением энергичной американки Симоны Янг.
|