Опубликовано в Gazeta.Ru от 01-03-1999 (Выпуск No 001)
Оригинал: http://gazeta.ru/culture/01-03-1999_pg.htm


Сергей Кузнецов, <kuznet@russ.ru>
По правде говоря

Известно: во всех несчастьях и злоключениях следует искать положительный момент. Вот и пресловутый кризис, ударивший, в частности, по труженикам глянцевой журналистики и рекламной индустрии, Microsoft Word'a и Adobe Photoshop'a, породил несколько некоммерческих журналов - с микроскопическим тиражом, черно-белой печатью и независимой ориентацией. Некоторые называют это "новым самиздатом" - впрочем, от самиздата традиционного новый отличается полным отсутствием конспирации и, напротив, по возможности максимально шумной и заметной презентацией. Скорее, они близки к разного рода любительским культурным интернет-проектам: минимальные начальные инвестиции, отсутствие реального механизма окупаемости, атмосфера междусобойчика и потенциальная слава для создателей.

Еще в октябре были презентированы "Русские джунгли", журнал смешной, демонстративно бессодержательный и состоящий из одной (само)рекламы. За ним последовали "Трава и воля", "Максимка", "Памперс" и другие. Наверное, самый удачный проект из тех, которые попадались мне на глаза - журнал "ПГ". (Что означают эти две буквы толком не знает никто - единственный пришедший мне в голову вариант осмысленной расшифровки вынесен в заголовок). Формат - А4, печать, разумеется, черно-белая, тираж 999 экз., редакция в составе трех человек, перечисленных на задней странице обложки в алфавитном порядке без инициалов - добавим имена и получим: Александра "Саша" Дельфин, Алексей "Леша" Каталкин, Илья "Илья" Фальковский. Все трое в разное время работали в разных коммерческих изданиях: Дельфин писал в "Playboy" и "Вечернюю Москву" про книжки, Фальковский после того, как со скандалом был выгнан из "НГ" за интервью с Алексом Керви, успел поработать в той же "ВМ" и даже в уважаемой "Иностранке" (а сейчас стал куратором литературных и книжных программ в "О.Г.И."), Каталкин был дизайнером в той же "ВМ" и наверняка много где еще. Кроме того, Дельфин пишет стихи и исполняет реггей и даб (на презентации "ПГ" в "О.Г.И" они с Псоем Короленко дали концерт в двух отделениях… яблоку было негде упасть).

Подзаголовок: "журнал эстетического сопротивления" вполне соответствует содержанию - "ПГ" в меру идеологизированное издание, противопоставляющее себя как официозу (что нетрудно), так и глянцевому мэйнстриму (с одной стороны) и консервативно-революционному андерграунду (с другой). Идеология определена неявно, но вполне просчитывается (жаль только, что в некоторых своих полемических аспектах излишне назойлива и недостаточно продумана) Эстетическая сторона гораздо лучше - культурные ориентиры ясны из того, кто представляет различные виды искусств: Пелевин (литература), "Ленинград", "К.У.Л", "Братья Гадюкiны" и "Jah Division" (музыка), FENSO (арт). Впрочем, с артом не все так просто, потому что журнал представляет несколько арт-проектов - в том числе групп "Обледенение Художников" и "The BlueSoup", а также Вадима Фишкина, Антона Черняка, Василия Смирнова и многих других.

В целом - хороший журнал для разглядывания и чтения. Лучшая статья - интервью с ди-джеем, создавшем не-движение NO DJs и при этом, судя по всему, продолжающим заниматься все тем же - ходить в клубы, стоять за вертушкой, микшировать, сводить и так далее. Но при этом уже перестав быть ди-джеем.

Может быть, в этом и есть конечная цель "нового самиздата" - чтобы дизайнеры продолжали делать дизайн, журналисты - писать тексты, художники - рисовать картинки… но при этом не чувствовали себя дизайнерами, журналистами и художниками.

Пишите нам: info@gazeta.ru
Copyright © Gazeta.Ru
RRU_Network
При перепечатке и цитировании ссылка на источник с указанием автора обязательна. Перепечатка без ссылки и упоминания имени автора является нарушением российского и международного законодательства, а также большим свинством.